Драма русской религиозности

13.03.2010anele1899107175
Новость на Newsland: Драма русской религиозности

Две годовщины, разделенные несколькими месяцами прошлого и наступившего года – смерть патриарха Алексия II /05.12.2008/ и избрание нового главы РПЦ Кирилла /27.01.2009/ – определенно располагают к размышлениям о важнейшем существе русской жизни: месте и значении христианства в истории и сознании народа. Развернувшаяся дискуссия о целесообразности преподавания основ религиозных знаний в учебных заведениях (и особой роли православия в этой практике) лишь добавляет актуальности такому исследованию.

Русское общество, по прошествии почти двух столетий и с наступлением нового XXI века, продолжает жить в геометрически замкнутом пространстве триады: власть – народ – интеллигенция. Казалось бы, XX век, так расположенный к самоистреблению, был определенно способен изменить эту колдовскую конструкцию, в основе каковой лишь взаимное отчуждение и ненависть. Однако Россия, как и прежде, на пороге нового небывалого рекорда, готовясь к последнему и, по-видимому, окончательному распаду и самоуничтожению. Причем интеллигенция, безнадежно растоптанная и униженная, выпала из существенных сторон этой социально-политической фигуры, решающим образом определяющей будущее постсоветского общества. Она, по преимуществу, смирилась с относительно комфортным и привычным (по недавнему прошлому) состоянием культурного придатка системы. «Глубокая прополка» перевела интеллигенцию либо в категорию «придурков» с политической соматикой, либо в социальную ипостась бюджетного нахлебника, мироеда.

Власть и народ – две, пожалуй, самые существенные детали – катет и гипотенуза – безумной русской жизни, от вычитания или сложения которых и будет зависеть судьба будущей русской истории.

Что же народ? Похоже, замер, затаился, лишь мрачно поглядывая на дикую похоть могущества нынешней власти. В его красноречивом молчании выразилось презрение к чужеродной, почти оккупационной власти, и одновременно с тем - любование, страх и трепет перед её нелепым и прощальным куражом. Пристальный взгляд едва способен различить сдавленный ропот и готовность к «прыжку» для «короткого щелчка челюстями». Исторически предсказуемого здесь, куда больше, чем это может показаться любому пристрастному наблюдателю.

Разумеется, в весьма короткой публицистической работе вряд ли удастся подробно исследовать природу национальной психики, в интересующем нас аспекте – власть и народ в трагическом мезальянсе. Пожалуй, обратимся к самому главному центру русского существа: религиозному сознанию народа, к тому насколько оно менялось и где, то событие, столь необыкновенно изменившее судьбу и характер русского человека; где та «точка сборки», которая поддается механическому изучению и такой поиск способен принести совершенно обескураживающие результаты.

Начиная с варяжского призвания, через монгольское нашествие, московскую сатрапию Ивана IV, петровские реформы, революцию 1917-го, государство и власть, несомненно, меняли природу русского “я”, все первичное естество народного характера.

Было, однако, и самое существенное, самое важное событие, которое подвергло неисправимой деформации русское национальное самосознание – это катастрофическое столкновение славян-язычников с монотеизмом в момент крещения князем Владимиром Киевской Руси в конце X века.

Христианизация явилась вторым после приглашения на княжение варягов событием и без того углубившим пропасть между народом и властью. Крещение разнородных славянских языческих племен, разумеется, объединило их в единую русскую нацию, но и навсегда разделило непреодолимой стеной с властью, ставшей чужой, враждебной и посторонней силой. Монгольское завоевание лишь необратимо довершило процесс, придав ещё молодой русской государственности восточные деспотические черты.

На протяжении всей последующей русской истории, национальная психика легко раздражалась неуклюжими, а порой и дикими прикосновениями власти к глубоким онтологическим струнам русской души (раскол), задевая самые болезненные места генетической памяти о языческом прошлом, повсеместно, через столетия, находящим свое выражение во многих сторонах русской жизни (от бунтарства до суеверности). Такое затрагивание глубоко таящегося фрустрированного пространства темных и светлых сторон русского архетипа, возникших от перелома крещением, акта величественного и фатального, определенно изменило геном нации – русский изначально, по-видимому, был другим. Монотеистический вектор крещения так и не прочертил русскому ясной конфигурации реального и небесного мира, в котором он свидетельствует перед Творцом о собственном присутствии. Русский, скорее, затеял с Ним тяжбу, пытаясь что-то доказать или переубедить. Только вот что?

Обряд

Более-менее известно, что ещё с IV-V веков н.э. славяне, скифы и готы вели весьма обширную торговлю с христианами Юга: с греками Крыма и Кавказского побережья Черного моря, армянами (к тому времени уже принявшими христианство ещё до эдиктов Феодосия), а также с грузинами (образовавшими свою первую епархию в IV веке). Уже по этим существенным причинам близкое знакомство славян с христианским вероучением задолго до крещения Руси, представляется вполне обоснованным. Ведь правила торгового оборота предполагают знание религиозных обычаев и традиций партнеров, дабы не нанести им случайных обид (вряд ли купцу, еврею-рахдониту предлагали отведать свинины и т.п.). Такое соприкосновение с неизбежностью вело к обращению, пусть и весьма немногочисленных, славян-торговцев в христианство. Вследствие чего в 860 году была создана в Тмутаракани (на Таманском полуострове) первая русская митрополия, т.е. за 128 лет до официального крещения Киевской Руси.

Итак, кто же были эти первые христиане? Разумеется, люди грамотные и богатые. Как выразились бы сегодня – передовая среда, культурная и деловая элита, интеллигенция, в общем. Киев – столица Руси, объединившей славянские, угро-финские и некоторые норманнские племена, был источником политической (хоть и весьма слабой тогда) власти и влияния, но не религиозным центром государства. Скажем, Новгород традиционно соперничал со столицей в исповедании языческих культов, не говоря уже об окраинах Руси.

Киевская знать тяготела к Византии, что не изменило даже призвание варягов на княжение. У неё было понимание того, что методы военной экспансии традиционные для Руси – пришел, победил, наложил дань, ушел – малопригодны в деле создания империи, поскольку не дают побежденным ни малейшей выгоды, а побуждают искать всеми силами возможность вернуть себе утраченную независимость.

Создание административно связанной империи, в которой побежденные становятся равноправными подданными, давал центру дополнительную экономическую и военную мощь, позволял организовать постоянное поступление налогов. Тем более, что в военной организации государства Киевской Руси не было места для полноценного гражданского чиновничьего аппарата, осуществляющего надзор, контроль, управление и учет.

Необходимость идеологического обеспечения государства виделась немногочисленным христианам Киева столь же важным аргументом в пользу укрепления единства русских территорий, и византийское христианство представлялось им вполне подходящим на роль такого унифицирующего источника. В этом, пожалуй, и скрывается причина последующих конфликтов, печально отразившихся в истории Руси.

Ключевым для понимания событий крещения Киевской Руси явилось убийство Святослава, сына христианки-княгини Ольги, отца князя Владимира Святого. Гибель язычника и ненавистника христианства князя Святослава с остатками дружины на днепровских порогах, после неудачного похода на Дунай и ряда поражений от византийского царя Цимисхия в Переяславце и Доростоле, даёт основание полагать (несмотря на продолжающиеся споры историков), что его причиной стало, все же, предательство христиан Киева во главе с сыном Святослава Ярополком (также христианина) и христианами-дружинниками воеводы Свенельда (покинувшими Святослава на острове Березань и ушедшими в Киев). Печенежский хан Куря, подкупленный христианской общиной, разгромил дружину Святослава, а из черепа последнего сделал, как известно, чашу. С исторической точки зрения в этих событиях не следует видеть какого-то особого вероломства. Подобные предательства не были редкостью не только на Руси, но и за её пределами. Христиане Киева под предводительством Ярополка обоснованно опасались гнева Святослава, в случае возвращения которого в столицу, община (и в этом нет ни малейшего сомнения) была бы полностью истреблена за связь с Византией, врагом Святослава. К слову, князь Святослав, будучи ревностным язычником, прибегал не раз к языческим жертвоприношениям киевлян (в том числе и христиан). Ненависть к христианам Киева была такова, что Святослав вынашивал идею переноса столицы в Переяславец-на-Дунае («не любо сидеть в Киеве»).

Дальнейшие события развивались не столь однозначно, как того предполагали бы последствия гибели Святослава. Его старший сын – христианин Ярополк стал во главе победившей партии христиан Киева, готовясь к обряду крещения Руси (источники сообщают об этом невнятно), но ему был брошен вызов ещё одним наследником языческих сторонников Святослава – сводным братом Ярополка, Владимиром (сын ключницы Малуши).

Ярополк, подчинивший себе со смертью отца, практически все славяно-русские земли (избавившись, притом, после набега на Овруч от младшего Святославича - Олега, князя древлян) оказался окруженным в Киеве в 980 году войсками Владимира, новгородского князя и реставратора языческого религиозного культа. После осады крепости в Родне, Ярополк был убит по приказу Владимира, вернувшим, таким образом, к княжескому столу сторонников языческой партии. Кстати, самой крайней и жестокой её части, приверженцев «злых» балто-скандинавских богов, прежде всего - Перуна (по-литовски Перкунаса), жадного до человеческих жертвоприношений.

Князь Владимир, теперь уже полновластно возглавивший Русь, первым делом установил в Киеве пантеон языческих богов: глава пантеона – Перун (громовержец), Хорс (не славянский, по-видимому, родственный иранскому бог – «сияющее солнце»), Дажьбог (по «Повести временных лет» - солнце), Стрибог (предопределение, участь), Семаргл (божество иранского происхождения – предвестник богов) и Мокошь («мокрый», единственное божество женского рода – плодородие, земля). В пантеоне отсутствовал Волос (новгородский племенной культ – «скотий бог»), но это обстоятельство не отменяет того вывода, что Владимиром была предпринята попытка объединения разнородных языческих племенных культов в нечто единообразное. На алтарях этого пантеона и приносились в жертву подданные киевского князя, о чем история, разумеется, не оставила богатых свидетельств, но в существовании каковых не приходится сомневаться. Скрупулезную запись о таких жертвоприношениях среди русов оставил Ибн Фадлан.

И что же дальше? Происходит, как кажется, малообъяснимая вещь – Владимир принимает крещение. Мстительный и жестокий Владимир, убивший Рогволда и его сыновей (совершенно неповинных), совсем уж неприлично поступивший с Рогнедой (дочерью Рогволда), убивший брата-христианина Ярополка, имевший огромный гарем, какому позавидовал бы Соломон, становится христианином (к загадке превращения свирепого язычника в крестителя мы ещё вернемся в ходе дальнейшего исследования).

Обстоятельства крещения Руси, изложенные Нестором в «Повести временных лет» в так называемой истории о «выборе веры», скорее являются художественной интерпретацией событий и потому служить достоверным историческим свидетельством могут лишь отчасти. Для целей нашего исследования важна констатация, что в 988 году, приняв от Византии крещение, князь Владимир обратил язычников Киева в христиан.

Вероятно, будь у Владимира возможность принять крещение из Рима, а не от Константинополя, он бы это сделал даже с большим желанием. Во-первых, Рим был далеко, а феодальная Западная Европа, расколовшись после смерти Карла Великого, не представляла тогда для Киева угрозы (как позже в XIII веке). Борьба же Русской Церкви за самостоятельность от Константинополя продолжалась в дальнейшем несколько столетий. Во-вторых, официального раскола еще не произошло (лишь в 1054 году схизма отделила восточную Европу и Балканы от римского христианского мира), поэтому римское крещение не могло быть воспринято как «еретическое». В-третьих, западное христианство одобряющее рыцарство и меч, было ближе воинственным язычникам Владимира, чем греческое христианство, проповедующее смирение и отрицательное отношение к войне. Однако поступить так Владимир (креститься от Рима) уже не мог. К концу X века Киевская Русь, благодаря всё той же христианской общине, находилась в орбите Византии и её сателлитов (Болгарии).

На первый взгляд может показаться, что официальное крещение Руси не вызвало ни одного серьезного восстания среди славянских племен, кроме знаменитого новгородского в 1073 году поднятого волхвами. Однако всё было гораздо сложнее.

Языческое искушение

Не только на Руси, но и в северной и восточной Европе, христианизация осуществлялась медленно, с отступлениями. Святой Адальберт, архиепископ Праги в конце X века, считал, например, чехов, вернувшихся к язычеству и погрязших в многоженстве, варварами. После смерти Мешко II (1034) вспыхнуло мощное восстание польского народа, которое сопровождалось возвратом к язычеству. В 1060 году шведский король Стейн, будучи христианином, отказался разрушить древнее языческое капище в Упсале, а в конце XI века король Свейн ненадолго вернулся к кровавым жертвоприношениям, за что получил прозвище Блотсвейн. Литва после смерти князя Миндовга (1263), крестившегося в 1251 году, вернулась к культу идолов.

Все же к тысячному году ряд новых христианских государств расширил христианский мир на севере и востоке: Польша при Мешко в 966 году; Венгрия при Иштване I (Иштване Святом), ставшем королем в 1001 году; Дания при Харальде Синезубом (950-986); Норвегия при Олафе Триггвесоне (969-1000) и Швеция при Олафе Скотконунге. Литовцы же стали христианами только после унии Литвы и Польши 1385 года, когда Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и, крестившись в Кракове 15 февраля 1386 года, стал христианским королем Польши и Литвы Владиславом.

Русь, в рассматриваемый период европейской христианизации, не представляет собой существенного исключения из вышеперечисленного ряда. Сопротивление строительству церквей и деятельности нового духовенства оказали в основном финские племена севера и северо-востока Руси, а также литовские племена, перешедшие позже, как упоминалось выше, в католичество.

На первый взгляд, может показаться, что подобное сопротивление было связано не столько с собственно вопросами веры, а скорее с отношением населения к новой и враждебной для них политике центральной власти на местах. Христианизация, пусть и не в угрожающей степени, была связана с ломкой уклада и запретом на обычаи. Тем не менее, тот, кто этого хотел, став христианином, продолжал, как и прежде, почитать навьих (души предков), поклоняться «матери сырой земле», вызывать заклинаниями дождь, просить теперь уже не волхва, а священника совершить молитву от порчи коровы, и верить в леших, русалок и домовых.

Период «двоеверия», продолжавшийся несколько столетий, должен был с неизбежностью привести к окончательному утверждению новой веры, а с ней и духовной власти Церкви и внедрению новой общерусской культуры. Все так, но…этого, во многом, не произошло. Монгольское нашествие сыграло свою драматическую роль в этом процессе.

Принципиальное отличие проблем христианизации Руси от северной и восточной Европы в том, что новые христианские народы – от шведов до чехов, соседствовали с такими же христианами, как они сами. Континентальная объединенность европейских неофитов способствовала на самом раннем этапе обретения христианской веры её укреплению. Не то на Руси. Когда, казалось бы, благоприятная геополитическая ситуация Руси способствовала пусть медленному, но неотвратимому укоренению христианства среди прежних язычников, русские пришли во взаимодействие с монголами, весьма пассионарной имперской средой всего евразийского континента.

Несмотря на невероятную веротерпимость новых завоевателей (по распоряжению великого хана Гуюка и Батыя в 1246 году духовенство было исключено даже из первой податной переписи и оставлено в покое), новообращенные русские христиане вновь духовно и национально соприкоснулись с языческим миром пришельцев.

Здесь следует сказать особо о сути язычества, которое ещё древнерусскими книжниками, определялось как верование разных племен – «языков», не знавших библейского учения о едином Боге (другое древнее название язычников – «поганые»). Толком судить о существе языческих верований на Руси затруднительно, поскольку русские летописцы не пересказывали языческих мифов: для них всё это была бесовщина. Пришедшие же на Русь монголы-язычники, как, впрочем, и язычники русские, допускали существование всех богов - христианских, иудейских, мусульманских и прочих. Этого требовала целесообразность имперских устремлений Орды (необходимо было учитывать интересы покоренных народов, дабы держать их в повиновении). Ещё Чингис-хан в 1206 году на курултае, который избрал его императором, установил религиозно-гражданские нормы в особой книге, названной монголами Тунджин (известной под арабским названием Яса-Намэ – книга запретов), где религиозная терпимость по отношению к вассалам была узаконена.

Кажущаяся религиозная амбивалентность монголов, безусловно, сыграла с русскими христианами роковую роль – они, тем не менее, испытали известное воздействие на ещё неокрепшее новое верование со стороны столь успешных в историческом масштабе язычников.

Монголы не только сумели привить Руси свои деспотические государственные порядки, но и, несомненно, поколебали веру русских неофитов. В дальнейшей русской истории подобное влияние будет находить своё выражение спустя столетия, приводя к все новым потрясениям самых главных основ русской жизни (прежде всего религиозных, как в октябре 1917-го).

Однако, одного лишь исторического объяснения весьма недооцененной степени язычества в религиозном сознании русских недостаточно. Возвращаясь к крещению в конце X века Киева и связанным с ним событиям, мы обнаруживаем присутствие загадочного воздействия на князя Владимира, неожиданно совершившего поворот от традиционного языческого верования к христианству.

Тайна

Разгадку этого в высшей степени таинственного воздействия мы обнаруживаем в одной из последних работ Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм» (1938), предоставившей нам более-менее универсальную научную схему исследования религиозного опыта в истории народов. Изучая драму религиозной идеи еврейства, Фрейд пришел к обобщающим выводам относительно места и роли событий праисторического характера в религиозной мифологии. Причем, в этой последней работе, сложенной из трех научных эссе и предшествовавшей им статьи в психоаналитическом журнале IMAGO, Фрейд закрепил самые существенные выводы о природе религиозности, сделанные прежде, ещё в знаменитой работе «Тотем и табу». В одном из писем Арнольду Цвейгу Фрейд писал: “…всё покоится на третьей части, ибо она содержит теорию религии, которая, не будучи новой для меня самого после «Тотема и табу», несомненно, покажется новой и ошеломительной для непосвященных…”

Итак, основываясь на теоретических рассуждениях Дарвина, Аткинсона и в особенности Р.Смита, и объединив их с собственными психоаналитическими гипотезами и открытиями (в частности, подтвержденного тезиса, что в основе всякой религиозной идеи лежит первоначальное отцеубийство), Фрейд предложил в своей, упоминавшейся последней работе, следующую праисторическую реконструкцию. Заимствуя у Дарвина предположение, что первобытные люди изначально жили небольшими ордами, Фрейд полагал, что каждая орда находилась под властью старшего самца, который и управлял ордой с помощью грубой и жестокой силы: присваивал себе всех самок и подчинял или убивал всех молодых самцов, включая собственных детей. Согласно Аткинсону эта патриархальная система была сокрушена восстанием сыновей, которые объединились против Отца, убили его и на совместном победном пиршестве съели его тело. Наконец, следуя тотемной теории Робертсона Смита, Фрейд предположил, что структуру первичной орды, в которой властвовал один вожак – Отец, сменила структура тотемистского клана братьев. Чтобы ужиться друг с другом, братья-победители должны были отказаться от тех женщин орды, ради обладания которыми, фактически, убили Отца, и согласиться ввести экзогамию, то есть «брак на стороне».

Отец и его воля не исчезли окончательно. Отца заменило некое животное, провозглашенное тотемом-покровителем клана. Оно символизировало собой Предка (или предков вообще) и служило духом – хранителем клана и его запрещено было касаться или убивать. Однако раз в году весь клан собирался на совместное пиршество, во время которого «сакральное» тотемное животное поедали все члены клана и никто не мог отказаться от участия в этом акте символического повторения отцеубийства, с которого и начались все новые социальные законы, моральные заповеди и тотемистская религия. Фрейд, кстати, указывает на поразительное соответствие между описанным пиршеством, как его реконструирует Р.Смит, и обрядом христианского причастия, что удивляло уже многих авторов, исследовавших его теории.

Фрейд также акцентирует внимание читателей на том моменте, что описанная схема событий была растянута на столетия и за этот продолжительный промежуток времени повторялась неоднократно.

Религия в воссозданной картине имеет ключевое значение. Тотемизм с его поклонением суррогату Отца, с его амбивалентным отношением к этому Отцу, которое проявляется в тотемном пиршестве, - “такой тотемизм, - заключает Фрейд – можно рассматривать как самое раннее проявление религии в истории человечества, и он показывает какие тесные связи существовали между социальными обычаями и моральными правилами”.

Следует также сказать, что после отцеубийства «кланом братьев» организация клана была матриархальной, но постепенно – под воздействием чувства вины перед убитым Отцом – его образ возвращается из глубин коллективной памяти и оказывает мощное влияние на общественную и духовную организацию: клан становится патриархальным, а система табу перерастает в «отцовскую» религию. Фрейд полагает, что тут слышен искаженный отголосок приближающегося «возвращения отца»: подлинный «первородный грех» - это его убийство, которое должно быть искуплено смертью сына. Позднее эта идея «первородного греха» возродится в представлениях основателя христианства Павла.

По Фрейду, религиозный опыт евреев, приведший их к монотеизму, в отличие от современных им других народов (тех же египтян), уникален. Евреи испытали двойное отцеубийство, повторно умертвив своего нового “Отца” – Моисея. Без такого повтора возврат воспоминания об убийстве правожака не оказал бы на них, евреев столь мощного воздействия, которое и заставило их принять окончательно монотеизм. До известной степени, эта удивительная историческая случайность, по Фрейду, определила уникальную религиозную (да и национальную) судьбу народа, о каковой нет места и надобности говорить. Куда существеннее для целей нашего исследования выявить не менее таинственную и неповторимую драму русской религиозной судьбы. И собственно в чем же она?

Зияние

Поскольку прежде, как обоснованно представляется, ни кому не хватило смелости взглянуть на акт крещения Киевской Руси под «психоаналитическим углом», то попытаемся описанную выше в работе Фрейда реконструкцию спроецировать на события русской истории интересующего нас периода.

Итак, предательство киевскими христианами во главе с Ярополком князя Святослава (отца Ярополка), приведшее к гибели последнего с остатками дружины на днепровских порогах, вполне укладывается в схему изначального отцеубийства, лежащего в основе всякой религиозной идеи. Тем более, что мотивов такого убийства вполне достаточно: религиозного порядка (попытка спасения киевлянами обретенной христианской веры), так и проблем с экзогамией (даже жена-христианка Ярополка была прислана ему отцом Святославом, как пленница в период одного из многочисленных походов; о нравах многоженцев князей-язычников разговор особый и вполне фрейдистский), борьба за место «вожака» в полигамной племенной орде.

А вот дальше схема ломается. Сыновья должны были бы (по логике фрейдовской реконструкции), отдав первенство старшему брату – Ярополку, принять те самые новые справедливые правила социальной и духовной жизни, т.е. ту самую христианскую мораль. Но происходит невероятное: Владимир не просто убивает брата Ярополка, он отказывается от новых этических норм и возвращается к прежним отцовским правилам.

С одной стороны, это соответствует изложенной фрейдовской схеме, в части неумолимо возвращающегося вытесненного прежде образа Отца через чувство вины за его убийство. С другой, вместе с образом Отца вновь возвращаются уже отринутые сыновьями языческие нормы.

Для окончательного прояснения этой запутанной загадки следует снова обратиться к психоанализу. Классическая формула невротического процесса, выведенная Фрейдом выглядит так: ранняя травма – защита – скрытый период – взрыв невроза – частичное возвращение подавленных переживаний. Фрейд весьма убедительно предположил, что в истории человеческого рода, как впрочем, и отдельно взятого народа, происходит нечто, весьма подобное событиям жизни каждого отдельно взятого человека. Иными словами человечество, как целое, тоже проходит через конфликты сексуально-агрессивного характера, которые оставляют по себе неустранимые следы. Эти следы по большей части подавляются и забываются, но позднее они, после длительного скрытого периода, снова возрождаются в коллективной психике и вызывают к жизни явления, сходные по структуре и тенденциям с невротическими симптомами индивидуума.

Убийство Ярополка, намеревавшегося обратить Русь к новым христианским установлениям, оказалось для русской религиозности, в известном смысле, самоубийством. Отвержение новой религии и последующее её принятие (уже из двойного чувства вины – убийство Отца и убийство Сына), привело к тяжелым невротическим последствиям. В отличие от исследуемых Фрейдом евреев, испытавших двойное отцеубийство, русские подверглись не менее суровому невротическому переживанию – вторичное убийство Сына – христианина, правозвестника новой веры и возможного будущего крестителя Руси. Чувство вины князя Владимира за убийство Ярополка и побудило его принять «сыновнюю религию» - христианство от Византии. Исторические же предпосылки лишь сыграли должную им роль.

Принятие христианства русским народом так и не стало необратимым. Христианство на Руси, подвергшееся столь непростым испытаниям, превратилось для русских, в некотором смысле, в невроз, болезненное рефлексирование по поводу которого, вело на протяжении столетий к тяжелому перевариванию языческого прошлого, христианского несовершенства (то истовой веры, то дикого отпадения от неё), полного отделения себя от власти навязавшей народу новую религию.

Разумеется, все изложенное выше может показаться некоторым отвлеченным рассуждением о судьбах раннего христианства в России, но не следует недооценивать степени возможных проблем, связанных с исповеданием православия русским народом.

Активность РПЦ в деле распространения основ христианских знаний (в той же начальной школе) имеет, по-видимому, своей целью не только укрепление монополии над духовной жизнью паствы, но и объясняется пониманием серьезных угроз и соблазнов для русского религиозного сознания в будущем. Неизбежное новое столкновение с религиозными искушениями народа требует от духовной власти особой работы на опережение. Так, известный историк Г.М.Осокин в своей работе «Московия на Востоке» описывает о беспрецедентно быстром возвращении русских в Сибири под влиянием туземцев к язычеству. Для понимания этих опасностей, учитывая вероятную в XXI веке азиатскую экспансию, следует задуматься о степени духовной крепости русского народа перед возможными испытаниями.

Марк Фейгин
Источник: novayagazeta.ru
 
107
 
Добавить комментарий

Комментарии к новости (175)

Лёхинн комментирует материал 13.03.2010 в 9:24 #

статья интересная,хотя некоторые исторические зарисовки ,мягко говоря,спорны. А РПЦ распространяет не основы христианских знаний (кабы так), а основы православия,разницу видите?

dArian отвечает Лёхинн на комментарий 14.03.2010 в 16:40 #

никакого отношения К ПРАВОСЛАВИЮ - древней вере славян и дариев... ХРИСТИАНСКАЯ рпц- НЕ ИМЕЕТ!
Вы хотя бы официальную ее историю узнайте для начала! А то они скоро ее подотрут вовсе..
то что РПц сделала на руси - это преступление перед народом, создавшим Рассею славь-ян-инями и Дариями..

А христианствующие т.н" Русские современные" - это вовсе поголовный сброд.. прах отцов предавшие.. ПОПЫ - аббреваитура...славянская.. Для славян и дариев.. иудохристианский бред с 4300лет до нэ..- чушь! вот 100тыс лет- это история для славян! Кто этого не знал да еще и забыл - прах Отцов предавшие!

-1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
andreyaa отвечает dArian на комментарий 16.04.2010 в 21:41 #

молодец dArian

pwrks отвечает Лёхинн на комментарий 21.03.2010 в 15:37 #

А Православие и есть истинное, переданное через Апостолов неизвращённое учение Христово.

0 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
andreyaa отвечает pwrks на комментарий 16.04.2010 в 21:42 #

А Православие(христианское) и есть истинная беда и горе Руси нашей.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
litsar комментирует материал 13.03.2010 в 9:47 #

Что, евреи таки убили Моисея? Как поляки Сусанина?
А убийство Христа не было для них убийством Сына?

сергей фил отвечает litsar на комментарий 13.03.2010 в 10:00 #

Ничего РПЦ не распространяет кроме вони.

3 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
noure отвечает сергей фил на комментарий 13.03.2010 в 10:22 #

Что плохого в том если нашим детям объяснят, что надо любить ближних и воровать это плохо? Может тогда у нас появятся честные чиновники. И если это получится у РПЦ то ничего плохого я в этом не вижу.

-3 2 минуса | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 14:16 #

И тут же, на глазах детей, воруют и гнобят ближних...

1 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
noure отвечает pavel_solo на комментарий 13.03.2010 в 16:04 #

Вы видите только плохое, а на самом деле очень много по настоящему верующих людей. Я имела ввиду именно их, а не бизнесменов от церкви.

0 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 16:46 #

Тогда объясните мне, неверующему, почему в те времена, когда "по настоящему верующих людей" было очень мало, то не было железных дверей и решёток на окнах, дети могли гулять на улице одни с утра до ночи, что такое наркомания мы знали только по книгам? Квартиры грабят, насилуют детей, продают наркотики не "бизнесмены от церкви", а как раз те самые, "по настоящему верующие".
Они убеждены, что "не согрешишь - не покаешься", а если ты ограбил кого-то, то приди, покайся, и Бог простит. Больше всего этих "по настоящему верующих людей" в тюрьме - практически все 100%. Расскажите, почему большая часть из них - завсегдатаи этих заведений, у некоторых за плечами по 3-5 ходок.

3 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
noure отвечает pavel_solo на комментарий 13.03.2010 в 18:23 #

Не очень понимаю, какое отношение имеет церковь к развалу страны, который начался как раз 25 лет назад.

-3 2 минуса | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 19:11 #

Я говорю не про развал страны, а про катастрофический рост преступности, который прекрасно коррелирует с ростом числа православных храмов.
И мне непонятно, почему с ростом числа "по настоящему верующих людей" преступность возросла в разы. Не Вы ли заявляли про "Что плохого в том если нашим детям объяснят, что надо любить ближних и воровать это плохо?".
Рост православия обозначился, когда братки начали отстрел конкурентов, и только церковь, за большие деньги, обеспечивала убитым бандитам пышные похороны. У нас на Широкореченском кладбище есть "бандитская аллея", где бок о бок под пышными памятниками с крестами лежат те, кто при жизни мочил друг-друга. Так что я считаю, что ЗАО РПЦ внесла свой вклад в рост преступности - ворюги знали, что роскошные похороны им попы обеспечат.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
noure отвечает pavel_solo на комментарий 13.03.2010 в 19:31 #

Рост преступности был и после Октябрьской революции, хотя первым делом пострадала как раз церковь. Интересно, почему Вы не повесили на РПЦ ответственность за Варфоломеевскую ночь и Крестовые походы?

-2 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 19:57 #

Церковь пострадала после революции потому, что народ её ненавидел и воспользовался поводом, чтобы свести счёты с ненавистными попами. Я просил Вас найти народную сказку про "хорошего попа" - ответа не дождался. Я просил Вас найти пословицу или поговорку про "хорошего попа", Вы не нашли. Коли не нашли пословицы про хороших попов, то ознакомьтесь с теми, какие есть: http://polnyi-pisec.info
При чём здесь Варфоломеевскую ночь и Крестовые походы? Вы ближе к православию, про уничтожение старообрядцев могли бы вспомнить. А вообще-то речь не об истории, а о нашем времени, о дружбе ЗАО РПЦ и бандитов.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 15:33 #

А где вы предлагаете искать "хорошую сказку про попа"? В советских изданиях?

АРЕЛИЙ отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 16:23 #

Искать ишь ты искать!! Зачем?
Поп он и есть ПОП, это имя ему народ православный дал, отбирать, переименовывать не получится.

0 1 минус | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 17:14 #

"Заветные сказки" Афанасьева в СССР издавались только один раз очень ограниченным тиражом, а первый раз были изданы в 1872 г. в Женеве.
Попробуйте и Вы поискать дореволюционные издания...
Кстати, как Вам понравились пословицы про попов?
Всё ещё надеюсь, что вдруг Вы пословицы про хороших попов найдёте:-)

-1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 21:27 #

Нет хороших пословиц ни про попов, ни про врачей, ни про юристов, ни даже про педагогов. Те, кто постоянно имеет дело с гнилой человеческой натурой, ни при каких обстоятельствах не могут этой натурой одобряться. Наша с Вами натура - сплошная гниль, чего же хорошего мы будем о них выдавать? Наблюдая за Вами в этом убедился.

3 1 минус | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 16:36 #

Однако про врачей, юристов и педагогов нет и плохих пословиц, или Вы этого не заметили? А вот попы настолько были противны русскому народу, что он этот негатив и закрепил в сказках, пословицах и поговорках. Вот примеры:
В монастыре что в омуте – сверху гладко, внутри гадко.
В монастыре что в лавке – всё за деньги.
Монастырщина что барщина.
Поп на дороге – недобрая встреча.
За деньги и ленивый поп молебен пропоёт.
Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт.
Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал.
У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай.
Поп и рай за деньги продавал.
И чёрт под старость в попы пошёл.
Поп в церковь идёт – о девках думает, поп в трапезу ковыляет – о рюмочке помышляет.
Четки на руке, а девки на уме.
Напал, что поп на бабу.

0 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 21:39 #

"Народ" ненавидит не только попов, но и всех тех, кто "работой" называет не только махание кайлом, но и нечто более "лёгкое", умственное. Или не замечали? Советую на досуге почитать свои посты и оценить их объективность. Плюсоносец Вы наш.

2 1 минус | 3 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 16:38 #

Примеры того, что народ ненавидит тех, "кто не махает кайлом" Вас не затруднит привести?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:03 #

А у Вас нет наблюдательности? Или Вы ни разу не слышали ничего в свой адрес, относительно Вашей работы, если эта работа не совсем физическая?

3 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 20:18 #

Работа у меня только в саду физическая.
А вот люди, занимающиеся физическим трудом, прямо таки зазывают меня, чтобы я им компьютер починил, и я ни разу в свой адрес плохих слов не слышал...

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:53 #

Это не совсем то... или совсем не то...

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 21:06 #

А вот в адрес попа или чиновника я и в самом деле хороших слов не слышал.

Грюн отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 16:01 #

Церковь поплатилась, что встала на одну из враждующих сторон...поддержав братоубиство...

0 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает Грюн на комментарий 19.03.2010 в 20:55 #

Чепуха.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
noure отвечает pavel_solo на комментарий 13.03.2010 в 19:59 #

Почему ни США ни Японии религиозность граждан не мешает высокому уровню жизни. Вера - вещь очень тонкая и только от того, что человек назовется верующим он верующим ещё не становится. Странно в стране воюющего атеизма ожидать появления массы верующих.

0 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 20:46 #

А Вы хоть раз видели, чтобы американский президент в церкви торчал? А американских спортсменов-олимпийцев попы благословляли? А американских президентов попяра на служение благословляет? Какая религия претендует в США на роль единой и господствующей? Какая религия в США может позволить себе сжечь Библии только на том основании, что они изданы протестантами, как это делает ЗАО РПЦ. В Японии, с Вашей православной точки зрения, вообще язычество - синтоизм. Как только Вы ответите на эти вопросы, так поймёте, почему в названных Вами странах высокий уровень жизни - там церковь не лезет в светскую жизнь. А про "массу верующих", про то, что православных больше ста миллионов - это Ваши попы твердят (и врут, как обычно!) - я считаю, что этой массы нет и не будет.

beloyar отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 15:13 #

Я думаю, что верующий православный человек, как минимум, должен знать наизусть 10 заповедей. Это ведь просто выучить, куда проще, чем таблицу умножения, верно? Так вот, "Треть россиян (33%) не знают ни одной заповеди. Такие данные были получены в ходе опроса Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом среди неверующих и "колеблющихся между верой и неверием" заповеди не знают свыше половины (57-61%) опрошенных". Вот им и "сто миллионов". Что до революции, то согласен. Не могла кучка большевиков крушить храмы, если бы не обладала всеобщей народной поддержкой. Попы достали народ тогда, допекают и сегодня.

0 1 минус | 2 плюса Ответить Пожаловаться
-ДМБ- отвечает beloyar на комментарий 14.03.2010 в 18:20 #

Но эта треть же не спорит, что заповеди, законы и понятия должны неукоснительно соблюдаться. Всеми другими.

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 15:37 #

Вы вообще-то странные ребята, атеюги и коммуняки. При малейшей резкости со стороны православных - визжите что-то там про "правую и левую щеку". Однако, ничтоже сумняшеся, называете нашего священника (причем неконкретного) "попярой", а в текстах чешете как по писаному из доклада Госдепа США, обеспокоенного ростом влияния РПЦ в России. Странное сращивание врагов России - коммунизм-атеизм и американоидная демократия в одном флаконе.

3 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
beloyar отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 15:50 #

Если я не люблю огурцы и мой сосед не любит огурцы, то это вовсе не значит, что я люблю соседа и с ним заодно по всем остальным вопросам. Это к слову о Госдепе. Кстати, Вы не знаете, почему Зюганов называл Христа первым коммунистом? Мне кажется, что в этом есть своя правда. Наличие священных книг: Библия и Капитал. Наличие святых: мученики христовы и мученики ради дела революции. Триединство бога: отец, сын и святой дух и трое классиков: Маркс, Энгельс и Ленин. Человек является рабом бога и человек является рабом общества. Монополия церкви на толкование священного писания и монополия партии на толкование политической литературы. Ну и так далее. Как раз коммунисты - Ваши ближайшие идеологические братья, гражданин адепт культа.

-3 2 минуса | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pwrks отвечает beloyar на комментарий 21.03.2010 в 16:14 #

Тускло читать, какую несёте невежественную галиматью, хоть бы не позорились своей кощунственной дремучестью, сравнивая пресловутых идолов большевизма и их писанину о коллективном стяжании с Триединым Богом и Его светлым учением о всеобщей любви. Все беды людям несут именно такие бездумные исказители истины, которые сами устриц не ели, но с ожесточением спорят об их вкусе с теми, кто их пробовал.

-1 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
beloyar отвечает pwrks на комментарий 21.03.2010 в 16:26 #

Привет, ИстинноВерующим, давненько Вас не было видно.

-3 3 минуса | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pwrks отвечает beloyar на комментарий 21.03.2010 в 16:55 #

И Вам привет. Отвечая на вопрос о "первом коммунисте", можно сказать, что Зюганов абсолютно прав, поскольку именно Христос двадцать веков назад призвал своих учеников всё своё имущество сделать общим, и так они поступили.
"21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие." (20 Матфея)

pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 16:35 #

Вам, писателям, видимо и невдомёк, что именно США поставили Сталину условием открытия второго фронта послабление православию. Госдеп США в данный момент рост влияния РПЦ на власти только приветствует, потому как чем быстрее страна погрузится в этот православный маразм, тем им проще добраться до природных ресурсов РФ. Вот уже и олимпийцев Гундяев благословил - результат сногосшибательный, худший в истории. Попы в армию вместо офицеров пришли - Вам напомнить, сколько попов было в армии у Деникина и как эта армия кончила?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 22:14 #

А Вам в голову не приходило, что у Деникина могло быть так много попов только потому, что красные этих попов уничтожали тысячами? А у них, как правило, ещё и дети были, много детей. И если попы так здорово стоят за любую власть, то по какой такой причине их было необходимо уничтожать в массовом порядке? Правда, возможно у Вас не почве атеизма память отшибло?

0 1 минус | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 17:00 #

Врагов всегда уничтожают, не так ли?
А православные испокон веков уничтожали не только врагов, но и иноверцев. Вспомните, как уничтожали язычников при крещении Руси, как нынешние православные уничтожали старообрядцев.
В гражданскую попы призывали не подчиняться Советской власти, вот и получили по полной.
Пчёлы, кстати, тоже трутней уничтожают.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:10 #

Враг, это тот, кто желает Вам смерти. Они желали смерти своему народу? Эти попы выходили с винтовками и стреляли в красных? Убивали безоружных с их семьями. А сейчас, разные умники, унижают, ничего не понимая в их деле.

1 1 минус | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 20:25 #

Выходили попы и с винтовками, плохо Вы историю знаете:
"В ходе гражданской войны многие военные пастыри оказались в белых армиях. Так в Добровольческой армии Деникина было около тысячи военных священников. В армии адмирала Колчака около двух тысяч военных пастырей и полторы тысячи различных священнослужителей не только "обращали души воинов к богу", но и создали боевые формирования: полки имени Марии Магдалины, Иисуса Христа, Богородицы и Николая Чудотворца, боевые дружины старообрядцев и подразделения из духовенства и верующих других конфессий."
http://shkolazhizni.ru
Но какие из трутней вояки...

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:50 #

Вообще-то священники, по большей части, мужики здоровые и если допечь, могут и пульнуть, я бы не возражал.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 20:56 #

Под "здоровыми" Вы имели в виду "толстопузые"?
Но чуть раньше не Вы ли заявляли, что эти толстопузые не выходили с винтовками и не стреляли в красных.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 21:26 #

У Деникина, наверняка стреляли, хотя бы из чувства мести. А вот красные их вырезали походя, совершенно безоружных. Если бы, например, у меня, или у вас вырезали семью, потому что Вы, или я - поп. И Вы, и я, пошли бы к Деникину, чтобы стрелять. Или нет?

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 21:37 #

Голубчик, давайте ссылку на документ, доказывающий, что красные поповские семьи вырезали.

-1 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 5:14 #

Читайте Владимира Ильича.

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 5:35 #

Да, ещё наберите в любом поисковике "Красный террор". Если чего-то не найдёте, значит в архивах. Нетрудно найти.

3 0 минусов | 3 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 7:56 #

Обратите внимание, что я Вам всегда даю конкретные, работающие ссылки, а не отсылаю к поисковикам. Ляпнули про "вырезание поповских семей", вот и крутитесь...

0 1 минус | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 8:11 #

А как Вы сами представляете Красный террор? Мой-то "ляп" обоснован. Я просто не хочу лазить по ленинским работам и по публицистическим изданиям. Нет смысла, - дрова рубят, щепки летят. Хорошая и актуальная для этой темы поговорка.

1 2 минуса | 3 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 8:33 #

Ваше "ляпанье" ничем не обосновано. Думал, что Вы хотя бы на Солженицина сошлётесь, но и у него кажись ничего про "вырезание поповских семей" нет. Так что не надо про лес и щепки.

-1 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
колючий отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 16:53 #

"Госдепартамент США высоко оценил роль патриарха Московского и всея Руси...- говорится в распространенном в понедельник отчете о ситуации со свободой совести в мире за 2009 год. "
ХАБАРОВ сколько вам отстегнул ГОСДЕП или вам хватает его похвалы??
Ваше сращивание с "попярой" не удивительно, вы БОГОМОЛ, а не верующий!!

1 4 минуса | 4 плюса Ответить Пожаловаться
beloyar отвечает колючий на комментарий 15.03.2010 в 23:28 #

Хабаров что-то замолчал.

-1 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает beloyar на комментарий 16.03.2010 в 22:20 #

Очччччччень колючччч колючччччий, вот и испугался, бедолага: такая логика, такие факты, в пору скачччками сбегай с инета. ;-)))))))))))))))

-1 1 минус | 1 плюс Ответить Пожаловаться
uguss отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 16:59 #

Мы, кстати, и из Писаний хлещем почище вас, потому что нам этот вопрос интересен. А РПЦ вашу презираем потому, что ни одну из заповедей Христа она не выполняет и никогда не выполняла. Однако начисляет себе очки за то, что эти Заповеди, якобы, придумала. Хотя это обыкновенная житейская мудрость, существующая тысячи и тысячи лет до Христа.

колючий отвечает uguss на комментарий 14.03.2010 в 17:43 #

Если бы вам как Хабарову РПЦ бабло отстёгивало вы наверно по другому бы говорили

-1 4 минуса | 3 плюса Ответить Пожаловаться
uguss отвечает колючий на комментарий 14.03.2010 в 17:53 #

Никто ничего ему не отстегивает. РПЦ - это ниппель. Туда суй, оттуда - ...уй. Попался в отрочестве достойный верующий человек, а таких - немало, и забил в голову крепкие гвозди. Сейчас уже сомневается, но в этом формате бороться со всеми - круто. В реальной жизни же за хамство можно по мордасам получить, а здесь свои комплексы можно безвозмездно компенсировать.

колючий отвечает uguss на комментарий 16.03.2010 в 18:09 #

Будете его другом и вам отстегнут.
"Александр Игоревич Хабаров отвечает на комментарий лентяй 4.12.09, 19:12 … Церковь - наша, пусть дает нам бабло, делится. Так она и делится, но только не с вами, а со мной, с моей семьей, с семьями моих друзей, …."

-1 4 минуса | 3 плюса Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает uguss на комментарий 16.03.2010 в 22:28 #

"Хлестать" мало, надо ещё понимать, да надо ещё ПРАВИЛЬНО понимать. А презираете во-первых, по глупости, во-вторых, из-за неправильного понимания Церкви и Православия и в третьих, по причине тех предрассудков, которые Вы имеете в головах после 85 летнего большевистского атеистического оболванивания "пролетатиата".

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
uguss отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 15:13 #

1.Я не пролетарий.
2 .При большевиках живу не 85, а 48 лет.
3. Понимание церкви имею не по причине, каких-то предрассудков, а по причине анализа поведения вашей РПЦ на протяжение всего ее существования. Чтобы не быть голословным и не перечислять все 10 заповедей, давайте обсудим, как РПЦ выполняет любую, на Ваш выбор, заповедь Христа.
Вот после дискуссии о заповедях и станет понятно, кто из нас глупее и кто церковь понимает правильно.

Apex 15 отвечает uguss на комментарий 19.03.2010 в 20:23 #

Вы можете быть академиком и положительно - гением, это ничего не значит в плане понимания Православия и Церкви. Сколько бы лет Вы ни жили при оголтелом атеизме, он дал плоды. Заповедь "ни убий" - жёны священников абортов не делают, семьи священников - многодетные семьи. И воруют, но меньше, и лгут меньше, и завидуют меньше, и злословят меньше. Лучше соблюдают заповеди, не в пример нам.

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
noure отвечает pavel_solo на комментарий 13.03.2010 в 20:08 #

А почему бы и не связать рост преступности с развалом страны?

pavel_solo отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 20:51 #

Не Вы ли чуть ранее пытались утверждать, что церковь благотворно влияет на народ и снижает преступность? Церквей расплодилось видимо-невидимо, а преступность не падает, а растёт. Воруй, грабь, Бог простит!

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 15:25 #

Рост преступности ни с чем не кореллирует. Он начался - и даже не начался, а выплеснулся так, как будто из бутылки пробку вытащили - сразу после начала перестройки. Это почему же воспитанные коммунистическим строем граждане так быстро превратились в рэкетиров и спекулянтов? Странно как-то получается. И рост православия тут ни при чем, а при чем - лживая коммунистическая идеология, которая могла преступность сдерживать только пулей, колючкой и пряником в виде водки и колбасы. Об этом говорит и статистика - количество заключенных в 1901 году - 132.000 на всю Российскую Империю при почти таком же насселении, и почти 2 миллиона в СССР в 1984 году и миллион - сейчас.

pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 17:06 #

Голубчик, давно хочу спросить: Вы православным в лагере стали?
Сейчас именно лагеря и тюрьмы основные рассадники православия, и сидит сейчас куда больше, чем в СССР. В СССР в 1984 г. сидело, по Вашим словам 2 млн, но тогда и население СССР было более чем в два раза больше, чем в РФ. Кроме того, Вы взяли год, когда число заключённых было максимальным. В 1991 г. в СССР было чуть больше 1 млн (вместе с сидельцами ЛТП). Цифры взял отсюда: http://demoscope.ru
Так что по количеству сидящих на 1000 жителей мы превосходим уровень СССР в два раза, а по количеству сидящих находимся на третьем месте после США и Китая.
Надеюсь, сейчас Вы увидели кореляцию между количеством преступников и количеством православных?

0 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
колючий отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 17:47 #

Два раза он там бывал! Вот и православным стал!!

3 2 минуса | 3 плюса Ответить Пожаловаться
habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 17:48 #

Нет, не вижу корелляции. Вижу корелляцию между 140 млн. населения в 1902 году и 132 тысячами заключенных - это да, вижу. И вижу, что именно коммунисты и воспитанные ими поколения стали основными "бандитами" и жуликами-спекулянтами 90-х. Вы не объясните, отчего это они так быстро поменяли ориентацию? Или менять было нечего? Православным я стал не в лагере, мне православие вменяли как минус по моим статьям.

3 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 18:43 #

Да бросьте Вы лапшу на уши вешать, за хулиганку, если не хуже, сидели - а это никак не за веру.
И что это Вам 1902 г. сдался? Вы лучше, скажем, 1666 г. возьмите, когда православные православных живьём сжигали, такая уж "тёплая" вера была... Кстати, попы не делились с Вами, когда они за уничтожение староверов покаются?
90-е годы кончились, тогда "жуликов-спекулянтов" не очень-то садили. Насчёт бандитов из коммунистов - информацией поделитесь? Откеля взяли? Опять домыслы? А миллион сегодняшних заключённых - это уже нынешние, в православии воспитанные сидельцы - самые примерные православные.

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 14.03.2010 в 23:27 #

Я уж номера статей указывал - 190* и 191 УК РСФСР. Так что лапшу свою можете себе всунуть обратно в анал. Говорить больше не о чем.

-2 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 15.03.2010 в 16:35 #

Нормальный, православно-уголовный жаргон. Немудрено, что господь Вас под статью подвёл.

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 15.03.2010 в 17:30 #

Павел Николаевич! Не зарекайтесь. И бабка может сесть. Так что, если что, пишите, я вам вышлю свою книжку, чтоб знали как себя вести, а то, неровен час, с языка слетит, как обычно, что-нибудь... Атеизмом не отберешешься. У вас все впереди.

pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 15.03.2010 в 18:16 #

То, что бабка может сесть - это про современной власти вполне нормально.
Украдёт булку хлеба да пару-другую панталон в универсаме - вот и срок. Красть нынче надо миллионами и миллиардами, тогда и судить не будут...
Кстати, а чего это православные сидельцы в массе своей на второй, третий срок садятся? Так им тюремные богослужения нравятся?

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 15.03.2010 в 20:57 #

Это при советской власти было нормально - пол- страны прогнали через лагеря. Кстати, а чего это атеисты подсыпали опять в физраствор, отравили детей в больнице?

pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 15.03.2010 в 21:25 #

Вы своих две ходки за хулиганку за полстраны считаете? Грамотно лжёте.
С чего Вы решили, что это атеисты чего-то в физраствор подсыпали, а не сердобольная православная бабушка-медсестра иркутской "святой водички" в дистиллят добавила? Благо там до Иркутска недалеко? Кстати, уголовное дело на иркутских попяр, отравивших 360 человек, так и не возбудили. Выполняют программу Госдепа США, сокращают население РФ до 50 млн человек.

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 15.03.2010 в 23:38 #

Да что ж вы всё про меня да про меня? Вы про свой учет в наркодиспансере на Славянской лучше расскажите да про свои три вытрезвителя... А что касается физраствора с отравой, то это точно атеисты, больше некому.

pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 16.03.2010 в 16:37 #

Вы, похоже, город перепутали. У нас на Славянской только противотуберкулёзный диспансер. Да мне в наркодиспансере и делать-то нечего, не пью... Вот если бы Вы кожно-венерологический упомянули...
По поводу физраствора Вы не правы. Атеисты используют дистиллят, православные - "святую" воду...
Мы правда ещё партийцев-едросов забыли, которые запросто могли травануть водичкой из фильтров Грызлова-Петрика.

habarroff отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 19:24 #

Извини, пал николаич, я с вами больше уже беседы не буду вести - игнорирую. Когда-то Белинский Герцену читал свою статью, напсианную в форме диалога с вымышленным собеседником, а потом спросил Герцена: "Ну? как я его разделал?" А Герцен отвечал: "И охота тебе было с таким дураком разговаривать?" Так что, не обессудь, Пал Николаич, я не Белинский, а потому ищи себе собеседника по уму, здесь их много.

pavel_solo отвечает habarroff на комментарий 16.03.2010 в 19:43 #

Смешны Вы, однако. Страшно далеко Вам до Белинского и Герцена...

noure отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 19:05 #

Спасибо за поддержку.

о. Антонио отвечает habarroff на комментарий 14.03.2010 в 20:23 #

Поставлю-ка я Вам "зеркало".
****Это почему же воспитанные коммунистическим строем граждане так быстро превратились в рэкетиров и спекулянтов? Странно как-то получается.****
Это почему же воспитанные в православии граждане Царской России в 1917 году так быстро превратились в большевиков, сочувствующих и начали громить церкви, убивать попов, отрицать существование боженьки?
Странно как-то получается.))))))))
*****И рост православия тут ни при чем, а при чем - лживая коммунистическая идеология, которая могла преступность сдерживать только пулей, колючкой и пряником в виде водки и колбасы****
И рост популярности большевизма - равенства и братства тут ни при чём, а при чём - лживая поповская идеология, которая превращала человека в бессловесного бесправного раба и сдерживала его страхом божиим, штыками опричников и пряником в виде рая небесного и водки.

Ну как? Предлагаете вернуться взад? )))

habarroff отвечает о. Антонио на комментарий 14.03.2010 в 23:34 #

Ну, насчет быстрого превращения можно было бы и поспорить - на то и гражданская война была со штурмом Перекопа, подавлением тамбовских крестьян, бойней в Кронштадте, и лагеря, и коллективизация. А вот СССР коммуняки сдали без шума и пыли, как будто их и не было... Такая вот твердая идеология, типа твердого шанкра на российском теле... (недаром Ильич был сифилитиком!) Какой уж тут "рост популярности", это только в учебниках по истории КПСС все просто... Отдыхайте, читайте. Мне с вами говорить больше не о чем и неинтересно, найдите собеседника в "стекляшке" какой-нибудь...

1 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 21:53 #

Во-во, РПЦ и в преступности виновна... чушь, но не оценивается, как чушь.

1 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 16:44 #

Я разве говорил, что ЗАО РПЦ виновна?
Я говорил о том, что, несмотря на то, что сейчас церкви на каждом углу торчат, а попы всех рангов каждый день мельтешат в ящике, уровень преступности сейчас выше, чем в советские "безбожные" времена.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:30 #

Ящик смотрю каждый день, но что-то попов не вижу, куда делись?

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 20:51 #

Смотрите не мексиканские сериалы, а новости, тогда и увидите попов.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 21:12 #

С удовольствием смотрю про Мерлина, много хороших спецэффектов.

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 21:31 #

Правильно, откуда там попы возьмутся.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 5:39 #

Там магия и "древняя религия"...

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 8:11 #

Скоро Гундяев такие фильмы запретит...

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 8:14 #

Не думаю.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 8:17 #

Поживём - увидим.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 8:23 #

Зачем запрещать сказки? Тогда надо и про Емелю запретить.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 8:39 #

Пушкин не прошел церковную цензуру: в Коми запрещена постановка оперы «Балда»
06.09.06 11:30
Сыктывкар, Сентябрь 06 (Новый Регион, Ольга Панфилова) – Сыктывкарская и Воркутинская епархия сорвала полноценную постановку в Государственном театре оперы и балета Республики Коми оперы-сказки Дмитрия Шостаковича «Балда» по известному произведению Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде».
Руководство театра решило поставить «Балду» к столетию великого русского композитора, и премьера была запланирована на 25 сентября, когда будет отмечаться юбилей Дмитрия Шостаковича. Однако теперь в этот день вместо полноценной оперы в театре пройдет праздничный концерт, в котором покажут лишь отдельные отрывки из «Балды», где не будет главного героя – попа, пишет петербургская газета «Невское время».
http://kpk.nr2.ru

Убедились, что попяры и сказки запрещают?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 8:48 #

Возможно, никакая это не политика, а дураков везде полно.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 11:40 #

Да что Вы говорите? А проверить, прежде чем говорить, слабо?
"Российская православная церковь начала формирование каталога нежелательных книг. Как сообщает издательский совет РПЦ, на последних двух заседаниях было принято решение не распространять через книжную сеть церкви восемь книг, поскольку в них содержатся утверждения, противоречащие вероучению православной церкви."
http://news.rambler.ru

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 15:13 #

А зачем распространять через церковную книжную сеть нецерковную литературу? Интересно было бы видеть в православном церковном киоске, скажем, какие-нибудь "Основы вахабизма", "Коран" или "Тайную доктрину", или сочинения Карлоса Кастанеды, "Бхагават Гиту" или подобное. В Православной Церкви должна быть соответствующая литература, что в этом криминального?

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 15:51 #

А кто Вам сказал, что не церковная литература запрещена? Ознакомьтесь со списком:
Под запрет попали книги «Ах, мама, маменька…» («Приход», 2006), «Целомудрие и телегония. Православная церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий» («Псалтирь», 2004), «Чудеса последнего времени» (Арзамас, 2003), «Дорога к старцу» (СПб., 2004), «По вере вашей да будет вам…» (СПб., 2006), «Приидите ко мне все труждающиеся…» (СПб., 2006), «Бог говорит избранникам своим…» (СПб., 2006) и «Блюдите убо, како опасно ходите». Сборник статей и проповедей (Боголюбово, 2006). Последнее произведение принадлежит перу архимандрита Петра (Кучера).

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 21.03.2010 в 7:34 #

Цензура в этой отрасли литературы ещё нужнее. Купил однажды в церковном киоске Псалтирь. Хорошо оформленная книга, на очень хорошей бумаге, напечатана с благословения епископа, не помню, какого. Пришёл домой, стал читать. Ляп на ляпе, множество самых разнообразных ошибок. Отнёс обратно, кое-как приняли, когда укаказал на ошибки. Больше этой книги не видел ни в одном киоске. Церковная литература должна соответствовать Церковным канонам и не иметь технического брака.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 21.03.2010 в 8:14 #

Ну Вы даёте!
Книгоиздательство сейчас одна из самых доходных отраслей, поэтому там корректоры и технические редакторы изведены подчистую - грамотность нынче не в цене.
Если уж Президент в своём послании Федеральному собранию говорит о "дорогих технологиях", которые нужны для управления страной в условиях, когда часовых поясов много (но никто не может ответить на вопрос, что это за технологии имелись в виду), то что Вы ожидаете от простых издательств.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 21.03.2010 в 12:23 #

Просто Патриарх наводит порядок в издательском деле РПЦ. Значит, правильно делает, - не будет контрафактной продукции. Как сказал Иоанн Богослов, ни слова, ни буквы, ни запятой в Писание добавлять или убавлять нельзя. Теряется Истина. Пётр и Февронья – не такой уж маразм: жили честно, управляли справедливо, и Святые, и дети были у них, и умерли в один день, и похоронили их в одном гробу. Возможно и благодатный огонь – аналогичная штука в этом, не маразматическом, плане.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 21.03.2010 в 13:06 #

Гундяев не порядок наводит, а убирает книги, которые наводят на размышления.
Что Вы понимаете под контрафактной продукцией? Кому принадлежат авторские права на писание?
Февронья женила Петра шантажом, а уж то, что они после смерти стали вытворять, ни в какие ворота не лезет. Похлеще, чем зомби, из гроба в гроб перелазили.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 21.03.2010 в 14:01 #

Много чего может наводить на размышления, на разные размышления. Сатанинская литература наводит на сатанинские размышления, магическая (вариант сатанинской) на магические. Эзотерическая (вариант сатанинской) на эзотерические. Не всякую литературу надо читать, не над всякой литературой надо размышлять. Можно, написать, к примеру, «Пособие для начинающего маньяка» и талантливо это пособие сочинить. Кое-какие книги не то, чтобы запрещать публиковать – сжигать не грех. Не разрешают ведь детям смотреть порнуху по ТВ, так зачем позволять людям читать всякую гадость?

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 21.03.2010 в 14:28 #

Ещё раз говорю о том, что Сатана ни одного человека не убил (в отличии от Господа Вашего, который даже просто любопытную бабу превратил в соляной столб видимо для того, чтобы дочери могли безнаказанно согрешить с отцом), если верить Вашему писанию.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 21.03.2010 в 16:01 #

Согласно Православному вероучению, сатана может дать и взять то же самое, что может дать и взять Господь Бог, за исключением одного: сатана не может дать Жизнь, и(или) взять Жизнь. Жизнью сатана не распоряжается. Не в его компетенции.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 21.03.2010 в 17:12 #

Слабоват у Вас Господь, слабоват...

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 21.03.2010 в 19:20 #

ГОСПОДЬ БОГ ЕСТЬ ДУХ, НЕ ТВАРЕН, ВЕЧЕН, БЕСКОНЕЧЕН, ПОЛОН, АБСОЛЮТЕН В ПРЕИЗБЫТКЕ ВСЕМОГУЩЕСТВА, РАЗУМА И ЖИЗНИ.
Сатана есть дух, по чину - ангел, сотворён Богом, разумен, бессмертен, ограничен, жив от Бога. Перспектива сатаны - Ад, спасение невозможно.
Человек есть слияние духа и тела, сотворён Богом, разумен, смертен телом, бессмертен духом, ограничен, жив от Бога. Перспектива человека: или вечное развитие, уподобление Богу, Рай, или вечная деградация, уподобление сатане, Ад, зависит от совокупности материальной и духовной жизни человека.
Я так думаю.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 21.03.2010 в 20:02 #

Человек сотворён папой и мамой и дух тут его совершенно не при чём.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 21.03.2010 в 20:19 #

Папа с мамой творят вместе - тело, а дух - совместно с Богом. Получается иногда, нечто непотребное под названием - человек, а иногда, вполне приличное с тем же названием.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает noure на комментарий 16.03.2010 в 21:48 #

Для него она почему-то имеет отношение ко всему негативному, что бы где бы ни происходило. Если, например, завтра рухнет статуя Свободы, церковь и к этому будет иметь прямое отношение. Здесь нет никакой логики, никакого здравого смысла. Бога-то нет и ляпать можно всё, что на ум (не очень совестливый) взбредёт.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 21:59 #

Бред. При чём здесь количество верующих?

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 20:50 #

Тогда к чему все эти разговоры о том, что православие - панацея от преступности?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 21:09 #

К тому, что Православие и Христианская Церковь есть путь спасения души и может быть, единственный способ улучшения человеческой природы. Почему единственный? Да потому что Церковь есть тело Христово, т.е. тело Бога живого, Его присутствие среди нас, а улучшение человека без Бога невозможно: человек слишком слаб для этого. Но Вам это всё равно, Вы же атеист, человек не духовный. Атеисту подобные понятия малодоступны, если они становятся доступными - он перестаёт быть атеистом.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 19.03.2010 в 21:21 #

Кто Вам сказал, что православие, а не католики, протестанты или свидетели Иеговы ведут к спасению души? Где в Вашем писании это написано? Зачем же лгать, уважаемый, и ставить православие выше всех религий, язычников и атеистов !

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 21:49 #

Для того, чтобы на этот вопрос ответить, точнее, знать правильный ответ, надо знать и Православие, и Протестантизм, и Католицизм, и свидетелей Иеговы, и Иудаизм, и Ислам, и Буддизм. Но и этих, чисто интеллектуальных знаний недостаточно. Всё это надо сравнить между собой, но - не аналитически сравнить (толку не будет), надо сравнить их духовно. Кто-то это может сделать, а кто-то - нет. Ну как Вы можете духовно сравнивать между собой, например, Католицизм и Православие, если Вы не имеете духовности? У Вас попросту нет для этого "измерительного инструмента". Индивидуальная духовность и есть такой инструмент. Вывод прост: имейте духовность и сравнивайте, что "выше", а что - "ниже". По-другому, например, сравнивая их с точки зрения атеизма, ничего не получится.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 7:18 #

Вопрос был поставлен вполне конкретный: "Какие основания у Вас есть для того, чтобы заявлять, что только православие ведёт к спасению души?"
Я не собираюсь сравнивать религии, мне просто интересно знать, что даёт Вам право делать такие заявления? Какие основания у ничтожной, в масштабах христианства, православной секты делать такие заявления?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 7:39 #

Вот теперь вопрос поставлен конкретный, а до этого, почитайте себя сами: где и какой вопрос? Итак: "Какие основания у Вас есть для того, чтобы заявлять, что только православие ведёт к спасению души?" и далее: "Какие основания у ничтожной, в масштабах христианства, православной секты делать такие заявления?" А ответ - в предыдущем посте. Поясняю: наличие индивидуального духовного опыта и духовный анализ, вот и все основания. Если Вы найдёте в себе дух, свой дух, у Вас появится инструмент анализа и Вы придёте к некоторым выводам, не обязательно подобным моим, но, это будет Ваш выбор. Ещё, "православной секты" не знаю, а Православная Церковь, отнюдь не "ничтожна", не надо её уничижать, т.к. Вы сами видите её значение в мире.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 8:23 #

Не смешите мои тапочки своим "значение в мире" православной церкви.
Или Вы думаете, чем больше бриллиантов в Гундяевской одежде, тем выше значение? Греция, Румыния, Болгария - православные страны, они же и самые нищие.
Объективных оснований считать, что только православие спасает душу, у Вас, естественно, нет.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 8:49 #

Объективных, это каких? Логико-атеистико-материалистических? Их и быть не может: духовное не фиксируется приборами, дух в ведро не посадишь, да и материализм духовность не признаёт в принципе. Дух, духовное, открывает человек в себе сам. Знаю, многие не могут этого сделать, прожив жизнь. Не могут, потому что даже не пытаются, поверив пропаганде атеизма и внутренне эту пропаганду приняв. Я, лично, её не принял, мне удалось найти в себе нематериальное начало и потому, для меня лично, такие основания есть. Попытайтесь и Вы, может получится. Ещё немного: несмотря на такую бешеную атеистическую пропаганду, длившуюся более 80 лет, атеизм, как миропонимание, так и не был полностью принят в нашей стране, ни в СССР, ни в нынешней России, ни в Румынии, Болгарии, Сербии, и пр. православных странах.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 11:00 #

В таком случае Вы должны говорить: "Православные считают..."
Опять же от имени всех "православных" Вам заявление лучше не делать, потому как "воцерковленных" среди них не более 4%, и то это древние старушки...
http://www.newsland.ru
Что такого "духовного" Вы открыли в себе, что озаботились спасением души? И почему Вы выбрали для себя самую лицемерную конфессию?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 14:24 #

Тогда и я "по возможности воцерковлённый". Важно в принципе, человек ходит в Церковь, или нет. Я хожу 2 - 10 раз в год. Обязательно при посещении исповедуюсь и причащаюсь. Этот вопрос надуманный. Итого в Церковь ходят 35% православных христиан РФ. Это не много, но и не мало. Важно - это те, которые духовно приняли Православие безоговорочно. Многие понимают духовное, дух, как внутренний мир, как совокупность информации, приобретаемой человеком в течение жизни и активируемой энергетическим обменом организма. Своего рода информация на биологическом носителе головном мозге, подключённая к его энергетической составляющей. Тогда дух компьютера - информация на железе компа, активируемая подключением компа к электропитанию, или дух - информация на любом носителе, активированная энергией. Вполне материалистично, но не верно. Дух - это ядро личности, не имеющее прямого отношения ни к энергии, ни к информации, ни к носителям. Это - инобытие и в материальных терминах не описывается, это в и вне мира. Попробуй такое отыщи. Метод может дать только религия.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 14:36 #

Безоговорочно православие принимают только 4% опрошенных, те которые "регулярно посещают храм и причащающиеся cвятых Христовых Таин"...
Если Вы считаете, что два раза в год - это регулярно, то Вы - "воцерковленный"

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 14:48 #

Пусть будет 1%, спасающихся мало. Главное другое - Православие существует, оно работает, т.е. даёт способ спасения души, постепенно, по мере развития человека (и общества), с Божьей помощью количество спасающихся увеличится. Тогда и возродится страна.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 15:11 #

Какие у Вас основания считать, что маразм и дальше будет крепчать?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 15:32 #

Что Вы понимаете под словом "маразм"? Даже если Вы 100% атеист, то и в этом случае некорректно считать "маразмом" то , чего не понимаешь, или ещё не понимашь, например, воцерковление, признание бытия нематериального (инобытия), и пр.. Всё это никак не влияет на нашу материальную жизнь, на производительность труда, на обучение грамоте, ловлю рыбы и другие общественные и личные процессы и явления. Я, по крайней мере, ничего "маразматического" в религии не вижу.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 15:54 #

Маразмом я считаю сознательную ложь ЗАО РПЦ. Например, про "благодатный огонь".

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 16:22 #

Знаю об этом. Но особого "чуда" не вижу. Всё можно объяснить вполне рационально, без чудес. Мир материален и разнообразен, и все события в мире можно объяснить не прибегая к Высшим началам. Например, особая сухость воздуха, множество народа, крики, сотрясение стен храма, много горючих материалов, появление молний и зажжение свечей. Необычно, но не обязательно - чудо. В таком случае лгать не обязательно.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 16:40 #

И сухость воздуха не при чём, если есть обычная зажигалка или потайная лампадка.
А не маразм, скажете, навязывать в покровители семьи бездетных Петра и Февронью? А если учесть, что Февронья шантажом заставила Петра жениться и они вместо того, чтобы делать детей, денно и нощно молились, то выбор таких покровителей иначе, как маразмом не назовёшь.
Правда, после смерти они слегка "поумнели" и начали друг к другу в гроб перепрыгивать...

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 18:48 #

http://dic.academic.ru это ссылка на Петра и Февронью. У них был сын Юрий, у Юрия – Ярослав, у Ярослава – Юрий, который погиб в Орде. Монахами Пётр и Февронья стали в преклоных летах... Дела давно минувших дней... А вот скажите мне и народу, как Вы понимаете "чудо"?

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 19:01 #

Ссылка не работает и ведёт на "Словари и энциклопедии на Академике".
Чудо - это когда наши олигархи захотят поделиться с народом.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 20:08 #

Ссылка 2 ступенчатая: 1. Словари; написать в поиске Муромские князья. 2. Щёлкнуть первую строку: Муромские князья и откроется статейка, которую можно прочитать. Полная ссылка, что в "Ворде" не проходит, из "Ворда" - запросто. Хорошее место интернет, что угодно найдёшь при желании, но наверное, не всё бесспорно.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 20:22 #

Вордом не пользуюсь уже лет десять, у меня Линукс со свободным ОпенОффисом.
В житие святых факт наличия детей опущен, как несущественный для РПЦ, а проверить я поленился. Более подробно про эту семейку без православных наворотов нашёл здесь: http://www.murom.ru
Ссылка после того, как появится на странице, будет урезанной, но прекрасно откроется, если попросить открыть её в новом окне (вкладке).

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 20:34 #

Не опущен. Там есть сведения о двух сыновьях Петра и Февроньи, ниже по тексту. Вот по этой же ссылке.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 20:45 #

Я имел в виду, скажем, вот это: http://days.pravoslavie.ru

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 20:48 #

По этой ссылке нет упоминания о их детях, есть по предыдущей. http://www.murom.ru

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 21:10 #

Как-то Вы не так ссылки вставляете - эта опять ведёт на главную страницу.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 20:34 #

Этот путь слишком мудрён, не проще ли так: http://dic.academic.ru
По Вашей ссылке закавыка - нет ни слова про Февронию, да и как-то коряво: "...Давид Юрьевич отождествляется с св. князем Петром, муромским чудотворцем..."
В той ссылке, что я привёл раньше, тоже неразбериха с именами, но там Феврония явно фигурирует.
А вообще-то у меня Файерфокс в качестве браузера, у него проблем со ссылками не наблюдается.

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 20.03.2010 в 20:51 #

У меня браузер Опера. Неплохой, но иногда подвисает.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 20.03.2010 в 21:14 #

Тогда непонятно, почему у Вас ссылки не получается вставить, чтоб прямо на нужный материал вели. Попробуйте мне в личные сообщения пару произвольных длинных ссылок бросить, чтоб разобраться. Завтра разберёмся.

pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 16:47 #

При том. Кто же преступления совершает, если все вокруг православные?

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:27 #

А мне представляется, вокруг просто люди...

andreyaa отвечает noure на комментарий 16.04.2010 в 21:45 #

Плохо, что помойная яма пришла на Святую Русь 1000 лет назад

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 16.03.2010 в 21:56 #

"на глазах детей, воруют и гнобят ближних..."
И всё это РПЦ, тудыть её!!! ;-)))))))))))

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
pavel_solo отвечает Apex 15 на комментарий 17.03.2010 в 16:48 #

Она, кто же ещё!

Apex 15 отвечает pavel_solo на комментарий 19.03.2010 в 20:34 #

Нет сомнений! ;=)))

о. Антонио отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 16:06 #

Скажите, а зачем нужна в таком случае РПЦ?
Чтобы дублировать общеизвестные правила поведения и нормы морали?
Тогда чем она отличается от попугая? Повторяет одно и то же, раскрашена всеми цветами радуги, суёт свой клюв куда не надо и ворует всё блестящее?
10 лет РПЦ пользуется всеми льготами, количество храмов возросло в деятки раз. И что? Стало меньше преступлений, стали меньше воровать/убивать/насиловать? Беспризорных стало меньше?

Кружки, секции, клубы с хорошими преподавателями и тренерами - вот что нужно для воспитания молодёжи. Молебны, как мы видим по Ванкуверу помогают вельми хреновастенько.

4 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
noure отвечает о. Антонио на комментарий 13.03.2010 в 16:15 #

А Вам не кажется, что это общеизвестные правила поведения и нормы морали вышли из христианства,а не наоборот?

о. Антонио отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 16:49 #

То есть дремучие язычники, политеисты, буддисты и прочие представители дохристианских религий воровали/убивали/насиловали/грабили???
Ха-ха-ха!!!
Иудеям ещё скажите - посмеются.))))))

И упаси Вас Г-дь смотреть по утрам "Слово Пластыря" в исполнении Гундяева.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
beloyar отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 15:15 #

Христианство стырило мораль у древних философских и религиозных воззрений, выдав это за своё изобретение. Стыдно воровать и стыдно лгать, граждане. Такие сказочки прокатят среди посетителей детских садов, но не здесь.

-1 2 минуса | 1 плюс Ответить Пожаловаться
noure отвечает beloyar на комментарий 14.03.2010 в 16:30 #

А что, обязательно каждый раз изобретать велосипед? Никто ничего не тырил. Просто людям в очередной раз напомнили о законах совместного проживания, если они не хотят скатиться до состояния неандертальцев.

beloyar отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 18:48 #

Кто бы говорил о законах совместного проживания. Религиозные фанатики столько народу перебили, что ни одному палачу и не снилось. Тоже мне святоши. И ещё к слову о законах, тут мы должны их черпать?

1. “Иисус сказал: “Может быть люди думают, что Я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что Я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будет в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца”” (Евангелие от Фомы, 17).

2. “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее” (Евангелие от Матфея, 10:34-35).

3. “Тогда Он сказал им: “Теперь... продай одежду свою и купи меч” (Евангелие от Луки, 22:36).

-1 2 минуса | 1 плюс Ответить Пожаловаться
ermakow отвечает beloyar на комментарий 14.03.2010 в 20:52 #

Мораль красные стырили у христиан - это факт...

uguss отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 17:03 #

В магазине продается "Древнеегипетская книга мертвых". Надписи на стенах пирамид, сделанные 5-10 тысяч лет назад. Все до одной заповеди Иисуса и Моисея вписаны оттуда. Правда, там их гораздо больше.

beloyar отвечает uguss на комментарий 14.03.2010 в 19:43 #

Да там много чего стырили. Взять, например, Осириса. Умирающий и возрождающийся бог, единый со своим сыном Гором, как и И.Христос един со своим отцом.

-1 1 минус | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Apex 15 отвечает beloyar на комментарий 17.03.2010 в 4:35 #

Школьная программа 5 класса, называется "История древнего мира", учили 40 лет назад.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
noure отвечает о. Антонио на комментарий 13.03.2010 в 20:01 #

"Кружки, секции, клубы с хорошими преподавателями и тренерами ", то что их нет это тоже дело рук РПЦ?

о. Антонио отвечает noure на комментарий 13.03.2010 в 21:25 #

Не путайте мягкое и тёплое.

noure отвечает о. Антонио на комментарий 14.03.2010 в 19:06 #

К чему Вы это?

Apex 15 отвечает о. Антонио на комментарий 19.03.2010 в 20:41 #

Церковь не дублирует правила поведения и нормы морали, её цель иная - спасение души человека. Церковь есть путь спасения души. Мало людей желает спасения - обольщены мирским. Отсюда и преступления и прочее...

uguss отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 16:54 #

Понимаете, когда откровенный вор объясняет ребенку, что воровать нехорошо, ребенок может больше никогда этому не поверить. А что, папа с мамой не могут объяснить ребенку, что нужно любить ближних? Или у церкви на это патент?

2 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
noure отвечает uguss на комментарий 14.03.2010 в 17:24 #

И что же мамы с папами не объясняют? Некогда? Денежки зарабатывают?

uguss отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 17:42 #

Почему не объясняют? Лично я - все объяснил. Во времена моего детства детская преступность была 100 процентная. По крайней мере, у нас, в рабочем поселке. Мои дети - не преступники и никогда ими не будут.
Молодежь сейчас - прекрасная, общайтесь с ними, а не с телевизором.

noure отвечает uguss на комментарий 14.03.2010 в 18:05 #

А с чего Вы взяли, что я общаюсь с телевизором?

uguss отвечает noure на комментарий 14.03.2010 в 18:12 #

А с чего Вы взяли, что папы с мамами не объясняют?

habarroff отвечает uguss на комментарий 15.03.2010 в 17:34 #

"Никогда не будут" - это вы в прокуратуре расскажете, когда будут. Всяко может повернуться, жизнь, хоть и короткая, но долгая....

uguss отвечает habarroff на комментарий 15.03.2010 в 18:12 #

Плюнул три раза через левое плечо.

andreyaa отвечает noure на комментарий 16.04.2010 в 21:44 #

Очень плохо, если это сделает РПЦ.

Corvin2006 отвечает сергей фил на комментарий 13.03.2010 в 19:07 #

Правильно, а народ инстинктивно отвергает чуждое русским иудохристианство. Кстати и имя автора статьи говорит о том, откуда ветер дует.

0 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
habarroff отвечает Corvin2006 на комментарий 15.03.2010 в 17:49 #

Ну, Корвин (ворон, черный, носатый, клювастый, в лапсердаке) - распространенная фамилия венгерских евреев. Тоже о многом говорит.

Apex 15 отвечает сергей фил на комментарий 16.03.2010 в 21:13 #

А ты распространяешь благоухание.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
всетотже комментирует материал 13.03.2010 в 11:07 #

500-летний ювилей московской церкви праздновали в 1948 году. сталин приказал. через 40 лет имперцы в москве (?) отмечают 1000-летие крещение киевской Руси-Украины и это самое 1000- летие вдруг приклеивается к богоизбранному, богоносному, триединому, братскому и пр. маразм...

Corvin2006 отвечает всетотже на комментарий 16.03.2010 в 0:01 #

Это праздновали в 1948 500 лет РПЦ, а до того она называлась Греко-кафолическая Российская Православная Церковь.

всетотже отвечает Corvin2006 на комментарий 16.03.2010 в 11:30 #

да-а-а-а... градоначальник города глупова тоже мечтал "возвращение древнего Византия под сень Отечества Российского уповательным учинить"...

РЮС-RUS комментирует материал 16.03.2010 в 21:14 #

Думается, скоро в России будет новое христианство, с внецерковной литургией.

deltamatematik комментирует материал 22.04.2010 в 19:36 #

"Стыдно мне что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь"
Лучше Есенина не скажешь. Надо человеку к кому то прислониться. Не надо так далеко ходить: Ольга, Святослав...

mazurik комментирует материал 23.04.2010 в 3:59 #

На этой ветке главный распорядитель - pavel_solo, по прозвищу "Дядя Паша, ты дурак?", мелкопакостный собиратель верхушек знаний, простой совковый инженер. Дискутировать не о чем.

2 0 минусов | 2 плюса Ответить Пожаловаться

Другие новости по этой теме

Нет лучше и краше, чем выборы наши

km.ru: ЦИК принял за основу инструкцию о порядке использования веб-камер на выборах президента РФ 4 марта.В минувший четверг Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ приняла за основу инструкцию о порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции...

Вчера в 21:48feodorff352540

Ходорковский, на выход?

svobodanews.ru: Владимир Путин боится реальной политической конкуренции и не хочет обижать силовиков, а потому позволяет забалтывать даже собственные прогрессивные предложения. К такому выводу приходит отбывающий свой второй срок Михаил Ходорковский, чье...

Вчера в 21:41Григорий Омский622563

Александр Проханов: оранжевая революция началась!

zavtra.ru: Вы спрашиваете, есть ли симптомы оранжевой революции в России? Симптомов нет — оранжевая революция началась. Она проходит одну классическую стадию за другой. Она собирает в свой поток всё большие массы недовольных. Она уже прошла первичный ...

Вчера в 20:59Александр Головенко3995574278

Пенсионеров кредитуют под сотни миллиардов процентов

novayagazeta.ru: Есть организация, услугами которой я не пользуюсь по причине качества оных. Эта организация — почта России. На самом деле эти услуги мне очень нужны, потому что, действуй в России почта, я бы заказывала книги по интернету с доставкой почтой, но...

Вчера в 20:54Пенсиньор352440

Блог чиновника: зря гоняли на Поклонную?

bbc.co.uk: Дмитрий Гребенников (псевдоним): родился и вырос в Москве, много лет занимался политическим консультированием и пиаром на федеральном и региональном уровне. Ввиду сокращения спроса в России на политтехнологов перешел в государственные структуры....

Вчера в 20:50roudoi1489383115

Вячеслав Володин: Рассредоточился

novayagazeta.ru: Единороссы, близкие к новому куратору внутренней политики, занимают главные кресла в регионах и федеральных структурах. Отставки губернаторов накануне президентских выборов привлекли внимание прессы к фигуре нового куратора внутренней политики Вячеслава...

Вчера в 20:48Пенсиньор352461

Андрей Левкин: проблемы материализации Духа

polit.ru: Если возникает что-то смутное и эфирное, но - интуитивно ощущаемое как внятное, то потом два варианта - оно или развеивается, или материализуется. В том или ином виде. Раз уж тут про это речь, то сыграл второй вариант, а тогда нужны уточнения. Повод...

Вчера в 20:43Григорий Омский371861

Послание Народа Президенту

echo.msk.ru: Сегодня российские отличницы запустили в твиттер бомбу. Ольга Крыштановская активно рекламировала хэштэг #narodprezidentu, и он быстро вышел в топ твиттера. Как оказалось, под этим тэгом собирают послание народа будущему президенту. Решил и я...

Вчера в 20:33merculove911821

Как снимали Суходольского

echo.msk.ru: Ребята, это был экшн! Жаль, что меня не было в Главке. Но некоторые подробности восхищают. Мы всей редакцией ухохатывались, когда прошло сообщение, что "китель Суходольского покинул Главк". Как покинул? Сам ушел? Улетел? Бедный-бедный Суходольский....

Вчера в 20:18sozerzatel1311852

Александр Минкин: граждане, воздушная тревога!

mk.ru: Объявлено, что 23 февраля (в День Советской армии) власть проведёт митинг сторонников Путина. Заявлено — 200 тысяч человек.Так что эта заметка вовсе не «злоба дня», это только присказка. Злоба дня будет 23 февраля. У москвичей осталось...

Вчера в 19:38Водолей4951824



Войти
А также вы можете