Возможен ли Шариат в России сегодня?

11.02.2010Григорий Омский17817623
Новость на Newsland: Возможен ли Шариат в России сегодня?

Уже не первый год не только деятели Ислама, но и светские специалисты – юристы, социологи, религиоведы, востоковеды – обсуждают возможность сочетания юридических норм светского законодательства Российской Федерации с элементами Шариата, указывая как на практику Российской империи XIX века, так и на опыт иных стран в XXI веке. Об этом – беседа культуролога Джанната Сергея Маркуса с Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым. Он – кандидат исторических наук, руководитель Энциклопедического отдела Издательского дома «Медина» (Москва – Нижний Новгород).

– Давайте сначала разберёмся, как это видится Вам как историку: где-то уже было такое, чтобы Шариат сосуществовал со светской правовой системой, или с системой, определённой иной, неисламской религиозной государственностью? Поясню: ведь многие удивляются, слыша, как о введении элементов Шариата говорят для Англии или для современного Дагестана, к примеру?

– Для начала поясним, что Шариат – это больше, чем собственно мусульманское религиозное право (фикх), так как он охватывает и ряд направлений светского права. В настоящее время Шариат как правовая система в полной мере действует только в отдельных мусульманских странах – монархиях Персидского залива, Иране, ряде стран Северной Африки. В большинстве же мусульманских стран Шариат имеет весьма ограниченную сферу применения – в основном, только в гражданской сфере.

Интересен пример тех стран, где Шариат действует в качестве гражданского права в отношении их мусульманского сообщества – например, это Индия, Израиль и Филиппины. Здесь также Шариат регулирует гражданскую сферу, в то время как в остальных вопросах для местных мусульман действует общее (светское) право. При этом в первых двух странах этот порядок установился ещё до получения ими независимости, то есть с эпохи Британской Индии и османской провинции Палестина, соответственно.

Аналогичная ситуация существовала в Российской империи. Здесь Шариат также регулировал гражданскую сферу во всех местах компактного проживания мусульман-сельчан и в экстерриториальных городских общинах. Уголовные же и административные дела регулировались общероссийским светским правом.

В первые годы советской власти этот порядок (применение Шариата как гражданского права) сохранялся на Кавказе и в Средней Азии – до середины, или в некоторых отдалённых районах до конца 1920-х годов.

– Ещё одно теоретическое, уже не историческое, а богословское уточнение: Шариат тотален или нет? То есть, требует ли его полное воплощение в жизнь отмену всех иных, нешариатских альтернатив?

– В мусульманском обществе Шариат, как правило, всегда сосуществовал с обычным правом (урф). Более того, он всегда внедрялся в жизнь постепенно. Существует известное постановление Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) своему представителю в Йемене Муазу ибн Джабалю: «Призови их засвидетельствовать, что нет бога, кроме Единого Бога, и что Мухаммад (мир ему и благословение) – посланник Бога, и если они подчинятся тебе в этом, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно; если они подчинятся тебе и в этом, уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать [денежный налог], который следует брать у богатых и отдавать бедным (из их числа)…».

Отсюда следует, что Шариат вполне совместим с другими правовыми системами. Иначе говоря, законы Шариата в общеправовой системе могут быть представлены лишь несколькими процентами, а могут составлять в ней большинство – всё зависит от конкретных условий.

– Конкретно: актуальный вопрос для России. Насколько могут сосуществовать в практике многонационально-поликонфессиональной Федерации одновременно светские, плюс православные и плюс ещё шариатские правовые практики?

– Видите ли, в целом ряде стран применяются смешанные формы права. Самым известным примером, видимо, является Великобритания: в Англии и Уэльсе действует одна правовая система, а в Шотландии – совершенно другая, не родственная англо-саксонскому (прецедентному) праву. В канадской провинции Квебеке или американском штате Луизиане действует смешанное право как наследие французского колониального периода.

Примером сосуществования религиозного и светского права является Израиль: уголовная сфера регулируется общим правом, гражданская – религиозным. Для иудеев это, соответственно – Галаха, для мусульман – Шариат (здесь действует «Эль-Маджалла», свод мусульманско-правовых норм Османского халифата по вопросам гражданского и судебного права).

Так что сосуществование светского общего и шариатского права для нашей страны – вполне вероятная и работоспособная перспектива.

– Нашу страну в последние годы возглавляет выпускник Петербургской юридической университетской школы – президент Д. А. Медведев. Он знаком с обсуждаемой нами проблематикой именно как юрист? Что в его «альма матер» в Петербурге студенты узнают о Шариате и его адаптации к текущей действительности?

– Не могу ответить на этот вопрос однозначно. В нашей стране очень мало специалистов по теории и практике Шариата. Так, крупнейшие разработчики этой темы Г.М. Керимов и Л.Р. Сюкияйнен живут и преподают на кафедрах в Москве…

– Как решается (или не решается), обсуждается (или игнорируется) проблематика возвращения Шариата в практику и его адаптации в традиционно мусульманских странах СНГ?

– Практически все эти государства боятся даже разговоров на эту тему, то есть ни о каком официальном возвращении Шариата там и речи быть не может. Этому есть несколько причин, в частности, «комплекс младшего брата» – то есть элиты, лидеры этих стран стесняются своей азиатско-мусульманской идентичности. Кроме того, в Таджикистане, Узбекистане и частично в Азербайджане власти серьёзно опасаются исламской оппозиции, которая как раз исповедует подобную идеологию. Хотя при этом, конечно же, отдельные нормы Шариата, совмещённые с адатами (местными традициями, устоями), здесь существуют, регулируя в основном религиозную модель поведения личности и всей мусульманской общины.

– Вы имеете, хотя бы в общих чертах, план – как адаптировать Шариат в России XXI века? И кто-нибудь из специалистов этим занимается или всё течёт самотёком?

– Я знаю, что подобные планы разрабатывались в России в 1990-е годы по заказу некоторых мусульманских религиозно-политических движений. Возможно, некоторыми из них можно было бы воспользоваться и сегодня.

В самом начале необходимо подготовить энное число специалистов – правоведов, которые должны иметь базовое юридическое образование, с одной стороны, и специализировались бы на изучении Шариата. Разумеется, их национально-религиозная принадлежность не должна иметь никакого значения, хотя по понятным причинам желательно, чтобы не менее половины из них являлись бы практикующими мусульманами.

Затем я бы ввёл отдельные нормы Шариата в виде эксперимента в одном конкретном регионе. Разумеется, это должны быть такие положения Шариата, которые не противоречат российской Конституции. Собственно, реальные шаги в этом направлении уже идут: это, скажем, ограничение на продажу и оборот алкогольной продукции в ряде регионов во время Рамадана. Но предварительно необходимо реально оценить все аналогичные примеры в неисламских странах: например, в Европе в последние годы набирают оборот банковские окна или филиалы, работающие на принципах Шариата. Чем не пример для нашей страны, тем более что недавно начались первые крупные инвестиционные вложения в нашу промышленность со стороны Саудовской Аравии?!

– Итак, что доступно сделать уже сейчас для совмещения светского и шариатского правоприменения в России?

– Можно начать с вопросов наследства – многие мусульмане желают, чтобы эта сфера регулировалась именно на основе принципов Шариата. Здесь государственные органы просто обязаны пойти навстречу пожеланиям граждан. Далее, довольно легко решается имеющееся противоречие с российским законодательством в вопросе о вакфах – неотчуждаемом имуществе религиозных организаций. Здесь сходятся интересы уммы и Русской православной церкви, которая также стремится узаконить церковное и монастырское имущество в качестве неотчуждаемого. Чтобы в России начал работать исламский банкинг, особых законов не требуется – нужно лишь подкорректировать подзаконные акты и инструкции Центробанка.

Чуть позднее можно вводить нормы Шариата в семейное право. Так, с помощью Шариата можно, например, легализовать двоеженство, которое имеет место в отдельных регионах, в том числе на Северном Кавказе.

– Чуть ли не главный болевой вопрос: не приведёт ли частичная, или полная адаптация Шариата к юридической практике в отдельных, традиционно исламских регионах России – к усилению сепаратизма, в конечном счёте (на перспективу) к развалу Федерации?

– Важно соблюдать золотую «середину». В немусульманских странах, где действует Шариат, мусульмане почти до начала 2000-х годов были маргинальным меньшинством, жившим как бы в параллельном пространстве; в Израиле эта ситуация продолжается до сих пор. В России этого допустить нельзя. В целом, общее административное и уголовное право должно иметь верховенство на всей территории страны. Шариат же должен регулировать гражданскую сферу в тех рамках, к которым можно прийти в ходе поиска компромисса (к праву вообще не применяются универсальные и абстрактные определения – всё должно быть предельно точно).

С другой стороны, тему Шариата нельзя до бесконечности игнорировать. Сегодня этот вопрос актуален как никогда. Недавно информационно-аналитический сайт Регионы.Ру провёл опрос священнослужителей на тему введения Шариата. Почти все священники РПЦ вспомнили о том, что Россия является светской страной и мусульманское религиозное право будет противоречить Конституции РФ. Странно, почему об этом вспомнили только сейчас, а не тогда, когда решался вопрос о введении религиозно-ориентированного предмета в общеобразовательной школе?! Между тем, исламские религиозные структуры и их лидеры, начиная с 2006 года, как раз и поднимали вопрос о том, что в светском государстве такой предмет будет противоречить закону.

Сегодня мы всё-таки вводим этот предмет. Результат этого для мусульманских регионов страны прогнозируем заранее: уже через 6-7 лет нынешние четвероклассники Чечни, Карачаево-Черкессии и Дагестана начнут требовать введения основ Шариата в своих республиках, и ни одна власть не посмеет выступить против массовых запросов молодёжи. Студенчество, как мы знаем, может стать и опорной силой деструктивной оппозиции – а в данном случае речь пойдёт не об отдельных молодёжных элементах, а о ВСЕЙ мусульманской молодёжи, которая все эти годы будет изучать в школе основы Ислама.

Так что, коль скоро мы один раз нарушили светский характер государства… Как говорится, сказав «А», надо быть готовым сказать и «Б». Важно сделать это так, чтобы государство сохранило своё единство – то есть уже сегодня готовиться к введению Шариата, основываясь на рекомендациях специалистов.

Сергей Маркус и Дамир Хайретдинов
Источник: assalam.ru
 
76
 
Добавить комментарий

Комментарии к новости (23)

Moldavan комментирует материал 11.02.2010 в 21:04 #

В России возможно все.

Basile56 отвечает Moldavan на комментарий 11.02.2010 в 21:22 #

...нет не возможен....но только до тех пор пока мы не утеряем нашу великую и самобытную культуру....

Moldavan отвечает Basile56 на комментарий 11.02.2010 в 21:30 #

А чем она более великая и самобытная чем другие?

2 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
Basile56 отвечает Moldavan на комментарий 11.02.2010 в 21:57 #

..тем что переваривает все ..и не уничтожая самобытность разных народов и национальностей погает им жить в мире и дружбе..

Прохожий_ отвечает Moldavan на комментарий 11.02.2010 в 23:09 #

Вам этого никогда не понять. По крайней мере до того времени, как в КАЖДОМ комментарии перестанете гадить на Россию.

Moldavan отвечает Прохожий_ на комментарий 12.02.2010 в 0:19 #

Да что вы говорите! Как же она с путиным связана?

mamlas отвечает Basile56 на комментарий 12.02.2010 в 0:50 #

Да, наша самобытность в нашем самодурстве, самонеуважении и самоистязании. Это Вы называете великим - кормить невежество?

perei комментирует материал 11.02.2010 в 21:10 #

в мусульманском обществе он есть..наверное

если в государственные школы и армию стройными рядами пошли попы...из православия

то и в остальном надо следовать этой логике...
хотя больше нравится светское государство...без завихрений

Борис Степанович комментирует материал 11.02.2010 в 21:05 #

Не только шариат, но уже и РПЦ свои суды вводит при попустительстве путинского правительства.

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
samosud2009 комментирует материал 11.02.2010 в 21:11 #

Если сочетают с РПЦ, то сумеют сочетать и Шариатом.

steklort комментирует материал 11.02.2010 в 22:24 #

Дай Бог чтоб было Исламское государство. Глядите, христианам разрещено в армии держать попа с окладом 25 тыс. рб, в школах ввели предмет изучение Библии, нельзя быть однополярным. Мусульмане все те, на которых руссия молиться и обещает быть верным другом Исламской Организации. Так нам мусульманам остается Исламской страной России руководить. Амин.

kto-to отвечает steklort на комментарий 12.02.2010 в 9:27 #

Руководить "руссией" собрались... Как насчет русский язык сначала выучить? И из средневековья своего выбраться?

1 0 минусов | 1 плюс Ответить Пожаловаться
steklort отвечает kto-to на комментарий 13.02.2010 в 10:14 #

Давно ли Вы сами-то из болот и из лесов вышли. Не получиться у Вас руководить с Россие. Нет нормальных русаков, все Вы смешанные. После трахаловки Чингиз Хановских вояк, сами-то кто?

kto-to отвечает steklort на комментарий 13.02.2010 в 21:52 #

Ну, если речь зашла о географии, вам тогда нужно в пустыни, и оставьте леса и болота в покое, без вас обойдутся.

simtra комментирует материал 11.02.2010 в 22:25 #

Ну держись русские люди. все новые и новые удавки придумывают для вас все эти деятели. авось что проскочит.

HZ66 комментирует материал 11.02.2010 в 22:57 #

Возможен, но не надолго. Так Россия с шариатом это уже не Россия.

mamlas комментирует материал 12.02.2010 в 0:53 #

А что, шариатский суд менее продажен, чем православный, гражданский, уголовный, конституционный или любой другой на Земле? Не факт.

kto-to комментирует материал 12.02.2010 в 9:17 #

Конечно,муллам и"кандидатам исторических наук"будет приятно, если введут шариат. Но встает вопрос-понравится ли это не сильно религиозным мусульманам,да и людям других вероисповедований,атеистам?

Потом - что значит"элементы"шариата?Шариат - это всеобъемлющая система, а не только "элементы", как пытаются тут представить. Поэтому если введут "элементы", то очень скоро введут и весь полностью,а иначе в нем нет смысла.

В тех областях права,где введут"элементы",какой закон будет выше? Принятые светские российские законы или законы шариата? На кого они будут распространяться?

Даже если вначале введут"элементы" только в гражданской сфере, то есть в основном семье, где женщина и так не сильно защищена, а теперь по шариату вообще будет никто, ее свидетельсто будет весить всего лишь как половина свидетельства мужчины, и ее могут бросить, сказал 3 раза "развод", дети остаются только с папашей. Немусульманские жены таких мужей будут ли готовы к такому повороту? Орбакайте вся страна обсуждала - и сколько таких историй будет!

Мне кажется,те кто выступают за шариат - пусть-ка едут в Иран или в Афганистан к талибам - и наслаждаются там шариатом по самое "не могу".

steklort отвечает kto-to на комментарий 13.02.2010 в 10:16 #

А Вас молодой человек я бы отправил к вашим медведям. Там Вам будет с кем разговоривать.

kto-to отвечает steklort на комментарий 13.02.2010 в 21:48 #

и вы считаете ваш коммент достойным ответом?

А медеведей не трогайте, пожалуйста! Займитесь своими верблюдами и ослами.

puhan комментирует материал 12.02.2010 в 11:44 #

жуть

Fugas95 комментирует материал 12.02.2010 в 21:11 #

в исламе польза для россии и ее народа это запрет гадостей как алкоголь, наркота, проституция и суровое наказание за убийство,грабеж, плюс огромная социальная помощь от системы закята для малоимущих и ресурсов земли на долю которых имеет право каждый из вас по шариату.

0 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться
steklort отвечает Fugas95 на комментарий 13.02.2010 в 10:17 #

спасибо Вам, хоть некоторые понимают, что Ислам это самая чистая вера.

-1 1 минус | 0 плюсов Ответить Пожаловаться

Другие новости по этой теме

Футбол: КДК строго наказал Петреску

sportliga.com: Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) РФС вынес решение по инциденту с наставником "Кубани" Даном Петреску, имевшем место в матче 44-го тура РФПЛ. "За умышленный толчок арбитра оштрафовать главного тренера ФК «Кубань» Дана Петреску на 50...

Сегодня в 18:23sportliga.com691432

Хасавов заявляет о заказном характере его преследования

firstnews.ru: Адвокат Дагир Хасавов, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.282 ("возбуждение ненависти либо вражды") УК РФ после его слов о необходимости ввести шариатские суды в России, заявил о заказном характере его преследования. "Состава...

Сегодня в 16:51Gubka Bob25221913

Станет ли шариатский суд нормой закона в США и России

profi-forex.org: Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и...

Сегодня в 14:57Crocus_K1762048

Беларусь останется "торговым врагом" России

belaruspartisan.org: В последние несколько лет российское Министерство экономического развития постоянно относит Беларусь в список "торговых врагов" России, то есть государств, которые препятствуют ввозу продукции российского производства на свою территорию. Изменится ли...

Сегодня в 13:30no name0072851884

Матвей Ганапольский: в России каждый ставит Грузию в пример

inosmi.ru: 23 мая в тбилисском бюро РИА Новости состоялась пресс-конференция известного российского журналиста Матвея Ганапольского. Тема встречи – Россия при новом президенте и ее будущее. Предлагаем запись встречи.По реплике, по манерам власти, по...

Сегодня в 13:29feodorff53221327

На мэра Саратова возбуждено 9 уголовных дел

pravo.ru: Девять уголовных дел возбуждено в отношении мэра Саратова за неисполнение судебных решений о предоставлении гражданам квартир вне очереди, сообщила пресс-служба прокуратуры Саратовской области. По версии следствия, в марте 2011 года ЗАО "Шэлдом"...

Сегодня в 13:19newskritik2011316

Нужны ли протестному движению лидеры? Видео

bbc.co.uk: По словам российского оппозиционера Алексея Навального, последние две недели показали, что протестными движениями не нужно управлять.Навальный, выйдя в четверг на свободу, заявил, что был доволен тем, как движение развивалось самостоятельно, пока он и...

Сегодня в 13:03feodorff2061946

В России благополучная статистика безработицы

newsru.com: В конце минувшегогода тогда еще председатель правительства Владимир Путин сообщил, что Россия полностью восстановилась после кризиса по уровню безработицы. "По итогам 2011г. уровень безработицы составит 6,2-6,5%. Это полное восстановление докризисного...

Сегодня в 13:01Borivestnik1171884

Долго ли Беларуси оставаться "последним палачом Европы"

naviny.by: «Последним палачом Европы» назвала международная организация Amnesty International Беларусь в опубликованном 24 мая очередном отчете о соблюдении прав человека в мире. Помимо ограничений свободы слова, объединений и собраний, права на...

Сегодня в 12:59no name00743323755

СКР проверяет потасовку начальника полиции с начальником ГИБДД

pravo.ru: В Челябинской области проводится доследственная проверка по факту получения травм начальником отдела полиции во время драки с бывшим начальником отдела ГИБДД, сообщает пресс-служба следственного управления СКР по региону. 24 мая во время ссоры в рабочем...

Сегодня в 12:56newskritik2091252

КПРФ советует РПЦ не вмешиваться в светские дела

interfax-religion.ru: КПРФ выразила обеспокоенность тем, что иерархи Русской православной церкви все чаще вмешиваются в общественно-политическую жизнь страны. "Нам все больше демонстрируют с экранов телевизора, что православие в России используется для оправдания действующего...

Сегодня в 12:55Borivestnik60730242



Войти
А также вы можете