Ужин полезней оставить себе

14.08.2009Sova657915447
Новость на Newsland: Ужин полезней оставить себе

Несмотря на то, что старинная поговорка гласит: «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу», вопрос количества приемов пищи и качественного состава всегда вызывал бурные споры. До сих пор не было точно установлено, каким образом лучше питаться.

Учёные решили выяснить, какой тип питания более предпочтителен. Специалисты из службы сельскохозяйственных исследований США провели исследование, в котором приняли участие две группы мужчин и женщин. Добровольцы в течение восьми недель проходили курс специального питания. Первая группа испытуемых питалась один раз в день, получая за один приём пищи все необходимые калории. Вторая группа питалась по три раза в день. В ходе эксперимента учёные следили за важнейшими биохимическими показателями крови добровольцев.

В итоге выяснилось, что идеальное питание должно быть трёхразовым, при этом калории должны быть равномерно распределены в течение дня. В той группе, которая питалась один раз в день, было отмечено незначительное снижение веса. Однако одноразовое питание грозит повышением уровня холестерина в крови, гипертонией и возрастанием риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Что касается, качественного состава, то завтрак, безусловно, самый важный прем пищи. Он должен обеспечивать количество углеводов, достаточное для восстановление гликогеновых депо и работы мозга, и количество белка, достаточное для восстановления мышц. Это очень важно именно утром, после того, как наш организм провел без пополнения запасов около восьми часов.

Когда мы пропускаем время принятия пищи, наш мозг не получает сигналов о насыщении и дает организму команду усиленно запасать жир. А выделяющийся от неудовлетворенного голода желудочный сок спровоцирует гастрит. Во время сна все процессы в организме замедляются. Если вы откажетесь от утренней трапезы, обмен веществ так и останется замедленным. Это приведет к последующему перееданию. Поэтому завтрак должен быть относительно плотным. Лучше всего съедать тарелку каши.

Обед тоже должен быть полноценным: первое, второе, третье, ведь мы съедаем его обычно на самом пике дневной активности. В нем должны быть скомпенсированы белки, жиры и углеводы: тарелка супа, мясо с гарниром, компот.

Что же касается ужина, то все специалисты сходятся на том, что он ни в коем случае не должен быть плотным. Вечером мы малоактивны, поэтому наш организм перерабатывает очень небольшое количество калорий, и, скорее всего, калорийная пища, которую мы употребим в это время, пойдет «в жир».

Однако совсем отказываться от ужина не стоит: чувство голода может привести к тому, что вы не сможете перебороть себя в совершенно неподходящее время, скажем, перед самым сном. Другое дело, что именно есть на ужин. Ночью гипофиз выделяет гормон роста, который способствует расщеплению жиров. Но если на ночь есть углеводы, то поджелудочная железа будет выделять инсулин, препятствующий образованию этого полезного гормона.

Поэтому лучше есть на ужин белковую пищу. Например, не чай с булочкой, а орехи или бобовые. Однако белковый ужин не рекомендуется употреблять более 3 раз в неделю - переизбыток белков тоже вреден. В остальные дни ограничьтесь фруктами или овощами.

Источник: epochtimes.ru
 
154
 
Добавить комментарий

Комментарии к новости (47)

longlab комментирует материал 15.08.2009 в 2:50 #

Мне 50. Не завтракаю лет с 15-и. Днем ем редко и мало. Ужин всегда обильный и вкусный. Возможны пиво или водка в качестве бонуса. Рост 194, вес 90 кг. Немного набрал за последний год (весил 85). Наверное сказывается ГМО в наших продуктах.

Simptom отвечает longlab на комментарий 15.08.2009 в 8:38 #

Мне 62 года. Когда завтракал не помню. Вес немного (5 - 6 кг) набрал примерно через полгода, только после того как "временно перестал курить". Это "временно" длится уже 3.5 года. Ужинаю также плотно и поздно.

geran отвечает Simptom на комментарий 15.08.2009 в 9:37 #

Ужосс на..
Да вы что, граждане? Завтрак это лучше всего, какой нафиг ужин? Чтоб потом п@рдеть вместо сна полночи?

ele-tur отвечает geran на комментарий 15.08.2009 в 11:01 #

А Вы кефирчиком на ночь не пробовали? Надо микрофлору выправлять.

litsar отвечает ele-tur на комментарий 15.08.2009 в 14:19 #

Аюрведисты считают кефир на ночь одним из способов самоубийства. Вот откуда растут ухи у геноцида русского народа. Приучили кефирчиком баловаться.

StormMan отвечает litsar на комментарий 16.08.2009 в 14:30 #

Мало ли на свете суеверий...

litsar отвечает StormMan на комментарий 16.08.2009 в 17:05 #

Нууу... Всуе верить. Не всуе, а проверив... Ваш выбор.

ele-tur отвечает longlab на комментарий 15.08.2009 в 11:03 #

Ну, вы прямо француз. Говорят, они именно так питаются. И при этом - самая "несердечная" и стройная нация Европы. Только больше красного вина, а не пива с водкой.

longlab отвечает ele-tur на комментарий 15.08.2009 в 16:10 #

Ну, это уже национальные пристрастия! ))) Но я написал "Возможны" и, то в качестве БОНУСА!
А если всерьез, то на голодный желудок и думается лучше и работается легче. Взгляните, к примеру, на животный мир - хищники гораздо интеллектуальней жвачных, надеюсь, с этим никто спорить не будет.
А вот пример второй - "наши" деПУтаты. (((

Св.Ник-кров. отвечает longlab на комментарий 16.08.2009 в 21:34 #

"хищники гораздо интеллектуальней жвачных, надеюсь, с этим никто спорить не будет. "
С удовольствием поспорю, отчего ж! Чем Вам интеллект слонов или лошадей хуже львиного или волчьего?

longlab отвечает Св.Ник-кров. на комментарий 17.08.2009 в 15:13 #

Ни слон, ни лошадь жвачными не являются. Вегетарианцы - да! Но, не жвачные. Откройте, на досуге, школьный учебник зоологии.

Св.Ник-кров. отвечает longlab на комментарий 17.08.2009 в 21:57 #

Виноват, не обратил внимание на уточнение. Но и Ваше сравнение некорректно. Корректно лишь сравнивать травоядных и хищников. Или тогда уж жвачных и нежвачных.

Ivanna77 отвечает longlab на комментарий 15.08.2009 в 22:24 #

Того же мнения Могу добавить на моей памяти все худые едят только поздно вечером если не ночью причем плотно совершенно не завтракают не считая чаши кофе слабо обедают .На себе испытала когда по молодости завтракала да еще пирожными не ела после 19 была толстой росла вширь как на дрожжах.Считаю их советы полной чушью годы не те чтобы прислушиваться к тем у кого и собственного опыта не была Один совет не надо ЖРАТЬ ! Можно кушать можно есть но не жрать .

Евгений К. комментирует материал 15.08.2009 в 3:59 #

Ни один диетолог и ни одна религия не подскажет точно как следует правильно питаться тому или иному индивиду. Это вопрос внутреннего голоса организма (интуиции) который, правда, часто людей подводит. Но так как мы, люди, собственный мир предчувствий не развиваем, этот мир спит, поэтому человек везде и повсюду прислушивается к мнению посторонних...

dlondin комментирует материал 15.08.2009 в 5:04 #

Питаться можно по-разному, но главное правило-не переедать, особенно вечером. То, что Вы в свои 50 сохранили стройность, не о чем не говорит. Вам еще 50 и при таком режиме питания и качестве Вы почувствуете результаты позже. Конечно строение "конституция" тела индивидуальна и увеличение веса может и не быть, но организм все равно отреагирует на неправильное питание и образ жизни. Это может быть заболевание сердца, печени, поджелудочной и т.д. А есть надо все, но в небольших количествах и почаще, если позволяет образ жизни.

avr_mag комментирует материал 15.08.2009 в 9:47 #

Есть надо то, что хочется, сколько хочется и когда хочется. То, что тебе хочется, то твоему организму и надо. А в организме нашем мудрости в сотни раз больше, чем во все книгах про него.

litsar отвечает avr_mag на комментарий 15.08.2009 в 14:21 #

Хочется-И-Переносится. А то можно напихать всякой дряни. Мало ли чего захочется? А проверить? Доверяй-И-Проверяй.

avr_mag отвечает litsar на комментарий 15.08.2009 в 14:59 #

А есть только один надежный способ проверить - съесть. И подождать что будет. Если изжоги, рвоты или поноса не будет, то все нормально - организм справился. А ежели неприятности какие - ну тогда запоминай от чего и больше этого не ешь.

litsar отвечает avr_mag на комментарий 15.08.2009 в 15:13 #

Есть ещё один, как минимум, способ: вообразить, что как бы эту фигню слопал. И "виртуально" пережить изжогу, рвоту и понос, если туп, как дерево, и одного предупредительного БЭЭЭЭЭЭЭ недостаточно.

Ольга А. комментирует материал 15.08.2009 в 9:55 #

Анекдот:
- Я всегда жил по четкому плану - подъем - в 6, завтрак, обед, ужин - в строго определенное время, работа с 8 до 17, спать строго - в 22.
- Любезно, Вы за что сидели?

litsar отвечает Ольга А. на комментарий 15.08.2009 в 14:22 #

Наверное, жену бросил. С десятого этажа.

SeventhSon комментирует материал 15.08.2009 в 11:34 #

ерунда.«завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу» это истине не одна сотня лет.специалисты сша в перерывах между изготовлением птичьего и свинского гриппа решили опровергнуть старые истины.я на себе убедился в пользе этого древнего совета.с пустым желудком легко спится и лучше высыпаешься.позавтракав сразу даёшь пищу мозгу и меньше вероятность попасть утром спросонья в глупую историю типа дтп

StormMan отвечает SeventhSon на комментарий 15.08.2009 в 18:08 #

А мне после завтрака наоборот спать хочется. Как и после ужина. По себе судить обо всех - глупо.

SeventhSon отвечает StormMan на комментарий 16.08.2009 в 4:48 #

когда служил в армии всем после обеда хотелось спать.что из этого следует?не надо обедать?

StormMan отвечает SeventhSon на комментарий 16.08.2009 в 14:44 #

После обильного принятия пищи кровь, в том числе и из мозга, устремляется к органам пищевареия. Если после обеда, завтрака сразу приступать к работе, ничего хорошего не выйдет.

SeventhSon отвечает StormMan на комментарий 16.08.2009 в 18:35 #

в шаолине говорили:пройдёшь после обеда 100 шагов-проживёшь сто лет.просто надо избегать обильного приёма пищи.кстати диетологи так и советуют.лучше есть поменьше и почаще.а спать после еды вообще глупо.все каллории в жир уйдут

StormMan отвечает SeventhSon на комментарий 16.08.2009 в 18:44 #

Есть мало и часто - это тот режим питания, которым пользовались наши предки десятки миллионов лет, поэтому и для нашего организма он оптимален. Это бесспорно. А насчёт жира, Вы думаете, что это бесполезная трата калорий? Вовсе нет. Жир для человека очень важен. И калории, которые в нём запасаются, при правильном подходе из него же потом и выводятся. Жир - это стабилизирующий запас. Если кому-то жир мешает, и кажется глупой ошибкой природы - рекомендую поменять свой образ жизни :)

SeventhSon отвечает StormMan на комментарий 16.08.2009 в 20:01 #

жир необходим конечно.только если вы каждый обед будете в виде жира запасать уверены что до следующего обеда его растратите?иначе можно через ...дцать лет им так запастись что ходить трудно станет.медики говорят что даже у самого худого человека жировой запас есть.просто слабо заметен

StormMan отвечает SeventhSon на комментарий 16.08.2009 в 20:17 #

Есть такая штука, называется закон сохранения вещества и энергии. Вся нерастраченная энергия переходит в жир, вне зависимости от того, будете вы спать после обеда или нет. Даже если не поспите, но энергию расходовать не будете - всё равно он отложится. И конечно, жир есть у каждого более-менее живого человека. Случаи крайней стадии анорексии не считаются. Потому я и сказал в предыдущем посте про образ жизни.

SeventhSon отвечает StormMan на комментарий 17.08.2009 в 6:03 #

верно.но если будете спать то точно в жир уйдёт всё.а если бодрствовать то глядишь какое дело найдётся для тела или ума.и вернёте в наш бренный мир энергию поглощённую в виде пищи

StormMan отвечает SeventhSon на комментарий 17.08.2009 в 18:15 #

Можно дело и после сна найти. И точно так же вернуть в мир накопленную в виде жира энергию. Удачи! :)

polga комментирует материал 15.08.2009 в 13:53 #

У каждого свой режим, но пропускать завтрак нельзя!
Чаще всего мы это делаем, чтобы сэкономить время, а потом просто привыкаем к такому ходу вещей и забываем в принципе о правильном питании.
Однако даже если мы не чувствуем с утра голода, это только вопрос времени, когда он появится. Отказ от завтрака приводит к быстрой усталости, слабости, формированию неправильного режима питания на весь день. Закрепляясь, неправильные привычки питания тоже ведут к плохому самочувствию и накоплению лишнего веса. Доказано, что люди, пропускающие завтрак входят в группу риска набора лишнего веса.
Если с утра мы обходимся без пищи более 3-4 часов, а потом употребляем простые углеводы, мы провоцируем резкий скачок уровня инсулина. Это то же самое, что поднести спичку к бензиновой луже.
Оба эти варианта - это путь к низкой работоспособности, нехватке сил, а в перспективе - к углеводной зависимости, которая неизбежно приведет к набору веса и хождению по кабинетам диетологов.

litsar комментирует материал 15.08.2009 в 14:17 #

Компот в обед - это светое. А так, статейка - очередной винегрет.

StormMan комментирует материал 15.08.2009 в 18:07 #

Тут уж кому как. Нет определённой программы для всех. Нет одинаковых людей. Нельзя всех под одну гребёнку. Каждому своё.

9521522 комментирует материал 15.08.2009 в 18:50 #

Пусть рестораторы успокоятся, я говорю, что ЕЖЕДНЕВНОЕ общение с пищей не стоит превращать в спектакль. Еда должна быть простой, с преобладанием тех овощей, злаков, фруктов и ягод, которые растут в местности, где вы живёте. Без мяса, рыбы и птицы тоже нельзя.Эти продукты и сладости не стоит употреблять в больших кол-вах. Порция еды визуально должна свободно помещаться в ваших ладонях,организм будет доволен, если последняя еда закончится за 3-4 часа до вашего сна. Важно пить чистую воду не менее 1,5 литров в день. Детям, и пожилым следует отказаться от любых газированных напитков. Следует взять за правило НЕ ПИТЬ ЛЯДЯНУЮ ВОДУ! Поаккуратнее с солью, лучше использовать не натриевую, а калиевую (морскую) соль, особенно тем у кого уже есть или кто не хочет иметь проблемы с поышенным артериальным давлением. Нельзя брать за правило поощрять себя пищей. Праздник-другое дело. Особо об алкоголе и табаке.Пора разрушить убойные штампы: кофе-сигарета, пиво-солёные чипсы/сардельки/вобла, водка - всё подряд или никакой закуски вообще.

StormMan отвечает 9521522 на комментарий 16.08.2009 в 14:38 #

Какую ещё калиевую соль, вы чего???? Морская и каменная соль - тот же хлорид натрия, только богаче примесями, в т.ч. и "калиевой солью". А раствор чистой калиевой соли - это бишофит, применяется в строительстве и промышленности. Соль должна быть именно натриевой. Калиевая приветствуется только в качестве примеси. Не надо пудрить людям голову :) В остальном рекомендации хорошие.

9521522 отвечает StormMan на комментарий 16.08.2009 в 14:58 #

Держу в руках упаковку Мрорской соли, 100 гр, хим. формула ЙОДАТ КАЛИЯ - КIO. ОГРОМНУЮ РАЗНИЦУ между натриевой (вредной в количествах свыше 4-5 г/сутки для сердечников и людей с большими физ.нагрузками и тех кто страдает лишним весом и отёками) мне объяснил авторитетный профессор кафедры пропедевтики. Всё дело в свойствах задерживать жидкость. Поинтересуйтесь! Я за этой солью, между прочим, побегал! Но в результате обнаружил, что она продаётся в гипермаркетах. Поверьте, если бы я не был уверен, то молчал в тряпку:) Вам - удачи!

StormMan отвечает 9521522 на комментарий 16.08.2009 в 15:59 #

Спасибо :) Дело в том, что в составе морской соли как минимум 90% - это NaCl. Если его содержание ниже - то эта морская соль либо была подвержена химической обработке после добычи, либо же это соль Мёртвого моря (порядка 20% NaCl). Если на той упаковке, что Вы держите в руках, в составе кроме иодата калия ничего не упомянуто, то можете быть уверены - содержимое упаковки ничего общего с морской солью не имеет. В составе морской соли десятки химических элементов и сотни минеральных соединений, включая и хлориды, и иодаты, и ещё много чего :) Удачи и Вам!

9521522 отвечает StormMan на комментарий 16.08.2009 в 16:07 #

Скорее так, как говорите Вы: они, вероятно, из морской соли выделили KIO, а броская рекламно-коммерческая приписочка "морская" - лишь для убедительности, привлекательности или как инфа об источнике сырья для продукта. Но натрия там нет.

9521522 комментирует материал 15.08.2009 в 18:45 #

Максимум В НЕДЕЛЮ 2-3 бокала сухого вина по 150 мл или 2-3 дринка по 40-50 мл водки/ виски/коньяку. В особенные дни, конечно, можно и расслабиться. А иногда-НАДРАТЬСЯ :),но это из ряда вон! Человек живёт не для того,чтобы есть и пить, есть дела поважнее и поинтереснее, поэтому лучше умеренно питаться простой пищей, в небольших количествах и не перебирать со сладостями, солью, специями и алкоголем. А от табака лучше отказаться совсем.

StormMan отвечает 9521522 на комментарий 16.08.2009 в 14:46 #

Надираться не советовал бы никогму - сильно плохо это сказывается на организме.

dixons комментирует материал 15.08.2009 в 22:45 #

Чего тут обсуждать-то?!! Есть надо только когда хочешь!!! И не важно сколько времени - пока не проголодался - есть не надо. И, на собственном опыте убедился - первое нужно есть каждый день обязательно! А "тереть" сколько и когда - бред сивой кобылы.

aleksand311 комментирует материал 15.08.2009 в 23:45 #

Кушать надо то, что тебе хочется в данный момент. Организм сам, мне лично, подсказывает что есть. Но, то что в обед надо съесть первое, это не обсуждается. Я лично, глубоко в этом убежден. Поэтому предлагаю возродить исконно славянские блюда, которые ели наши отцы и деды. Бизнес Харчевня, так я его назвал, и пытаюсь пропагандировать в Интернете.

a.v.novikov комментирует материал 15.08.2009 в 23:45 #

Любой организм способен саморегулироваться - надо просто есть тогда когда хочешь есть и столько и того что хочешь, учитесь слушать свой организм - остальное от лукавого.

firs411 комментирует материал 16.08.2009 в 2:12 #

И что тут нового?

dlondin комментирует материал 16.08.2009 в 16:59 #

Я соглашусь, что нужно есть то, что хочется, но вот о количестве и времени можно поспорить. Хорошо, если нет склонности к полноте, то можно не ограничиваться ничем, а вот если есть эта самая противная склонность, тогда стоит задуматься сколько какого качества продукт следует употребить и в завтрак и в обед и в ужин. А ведь по-белому завидно, кто может себя не ограничивать и не полнеть. А уж после 18 часов приходится аппетит удовлетворять только водой. Хотя все это чисто индивидуально и каждый сам себе строит режим жизни и питания. Сколько диетологов, столько и мнений о питании. Но прислушаваться к их мнению иногода полезно.

Min Cha Nin комментирует материал 17.08.2009 в 12:56 #

Да, эта старинная поговорка: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу» делалла и делает шумок и до сих пор!

Только не понимайте все буквально...
Ибо истина не лежит на поверхности...

Буду краток, без рассказов откуда что и как растет...

В поговорке - истина, но не продуктово-количественная, которую видно всем и сразу!
Речь едет не про наполнение тарелки, а про наполнение досуга, друзья!

Мои выводы и рекомендации таковы:
Завтракать надлежит одному и спокойно... Без эмоций... Типа - заправка!
Обед следует отдать доброму - дружескому общению, а не урезанию порции!
Ужин - должен быть эмоционально окрашенным, что даст сильно кислотную среду в желудке и он "справится" со всем предложенным...

Все просто... Только копнули немного вглубь и в сторону...!

Подумайте над моей теорией и буду искренне рад если она прийдется ВАМ по вкусу!


Другие новости по этой теме

Чем опасен диатез?   

newsland.ru: «Такое у всех малышей бывает», — отмахиваются многие родители, видя на покрасневших щечках малыша первые признаки диатеза (по-научному, атопический дерматит) зудящие высыпания, и тут же придумывают ему разные диеты. Но придется...

Вчера в 10:02bumagomaraka1353867

Медики нашли быстрый способ лечения кашля курильщика Видео

newstube.ru: Оказывается, чтобы прошел так называемый кашель курильщика достаточно прожить без сигарет всего две недели. Ученые пришли к выводу, что дыхательная система человека, особенно молодого, способна восстанавливаться за считаные дни, а вовсе не за долгие...

Вчера в 9:49МУСТАФА328350

Как не допустить гайморит?   

newsland.ru: Этой зимой с её сыростью и постоянными колебаниями температуры следует опасаться не только осложнений на бронхи и сердечно-сосудистую систему. Врачи предостерегают, что не меньшую опасность представляет обострение гайморита, к которому склонны люди,...

07.02.2012bumagomaraka216810532

Вреден голод или полезен?

mydieta.ucoz.com: Вреден голод или полезен? И если полезен, то в каких "дозах" и в каких случаях? Мы со всех сторон слышим, что человечество толстеет и переедает. Ну, а отказ от пищи истощает организм человека, делает его немощным и больным. Как же найти золотую...

06.02.2012ii02646414375214

Почему ночевка в офисах становится сегодня нормой жизни

newizv.ru: Выражение «ночевать на работе» перестает быть для многих россиян просто фигурой речи. По словам социологов, люди, которые стремятся к хорошему доходу и карьерному росту, часто работают больше,чем положено по Трудовому кодексу. До утра свет...

05.02.2012igor..s376633

Доказательства пользы настоящего мороза

kp.ru: А, между прочим, не надо так уж холода так уж сильно ругать и бояться! Есть даже такое направление – криомедицина, то есть лечение с помощью низких температур. 1. Ученые из университета Торонто (тема холодов роднит нас с канадцами) установили,...

04.02.2012zhetkerbajb15958823

Ученые: спорт помогает победить онкозаболевания

pronowosti.ru: Физическая активность может улучшить здоровье, добавить энергии, настроить на позитивный лад больных раковыми заболеваниями, после того, как они закончили основное лечение.К этому выводу пришли ученые из Университета Гонконга. Они проанализировали...

04.02.2012pvm-77791344

Как вы едите: типы личностей

mk.ru: Один ни за что не сядет за стол, пока на нем не будет красивой скатерти, а другой с удовольствием уплетает чебуреки возле уличного лотка. Один глотает пищу жадно, не разжевывая, другой же подолгу ковыряется в тарелке с видом ученого, препарирующего...

03.02.2012rin-kayumov297410640

Низкие температуры могут быть полезны Видео

utro-russia.ru: Холод продлевает молодость. Он воздействует на капиляры и помогает крови циркулировать быстрее, насыщая ее кислородом. Более того, мороз вызывает прилив серотонина, гормона счастья. В некоторых американских клиниках холодом уже давно лечат нервы. А еще...

03.02.2012МУСТАФА232110817

Диетологи преувеличивают полезность обезжиренных диет

24inews.ru: В течение последнего времени было проведено много исследований, которые свидетельствовали о том, что обезжиренные диеты не приносит  здоровью больше пользы, чем диеты, являющиеся умеренными либо рацион, который содержит много жиров. Полезность...

03.02.2012andrewday980356

Социальные сети затягивают сильнее сигарет и алкоголя

medkarta.com: Получившие в последнее время бешеную популярность социальные сети вроде Facebook и Twitter далеко не так безобидны, как может показаться, предупреждают ученые. Привычка людей постоянно, иногда по нескольку раз в день, обращаться к этим веб-ресурсам...

02.02.2012st.ant12808930

Как вести себя на профбеседе в Центре "Э"

publicpost.ru: В преддверии запланированных на 4 февраля акций протеста гражданские активисты столкнулись с повышенным интересом со стороны Центров по противодействию экстремизму. Первые сообщения о вызове участников и организаторов шествий на профилактические беседы в...

02.02.2012В.Мономах80711314



Войти
А также вы можете